Фото © primamedia.ru

Дух взаимопонимания окутывал пару недель назад встречу губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко и председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера в Москве, когда они обсудили вопросы формирования в Приангарье центра газодобычи на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Было лишний раз подчеркнуто, что оно станет одним из основных источников газа для газотранспортной системы «Сила Сибири».

Однако по другому видится ситуация с перспективами Ковыкты из Иркутска, где 26 февраля в Общественной палате состоялся «круглый стол» по газификации региона.

За круглым столом Ерощенко и Миллер не сидели, а собравшиеся были настроены прагматично и обошлись без реверансов в сторону всесильной компании.

Более того, в сторону «Газпрома» был запущен увесистый камень, дескать, как пишет «МК на Байкале», «Газпром» уклоняется от прямого ответа на вопрос о перспективах разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения.

«Губернатор Сергей Ерощенко обратился к председателю правления газового холдинга Алексею Миллеру с предложением начать разработку Ковыкты не позднее 2017 года, и „Газпром“ вроде бы нас поддержал, но подчеркнул, что сначала необходимо сделать обоснование инвестиций в газификацию южных районов Приангарья, — сообщил заместитель председателя правительства региона Максим Безрядин. — Сейчас обоснованием занимается „Газпром ВНИИГАЗ“ — структура „Газпрома“. Но, поскольку „Газпром“ всегда крайне невнятен в своих планах относительно Ковыкты, мы не хотим оставаться один на один с их инвестиционным обоснованием, и тоже закажем одному из авторитетных институтов такую оценку».

Иркутское правительство сделает собственное обоснование инвестиций в разработку этого участка недр, лицензияИркутский губернатор на освоение которого принадлежит газовой монополии и, параллельно с «Газпромом», этот документ представит президенту РФ.

Иркутские министры узнали, что в «Газпром ВНИИГАЗ» оценивают объемы потребления газа в регионе 2–2,5 млрд куб. м в год.

«Мы понимаем, что «Газпром» за такой объем даже пальцем не пошевелит, а если пошевелит, то газ в итоге будет стоить, как сбитый «Боинг», — резюмировал на «круглом столе» Максим Безрядин.

Если Сергей Ерощенко и Алексей Миллер нашли на своей встрече друг для друга самые лестные слова и за производство, и за вклад в социальные проекты, то в Общественной видят будущее Ковыкты в тучах и ищут варианты выхода.

Если в итоге «Газпром» заявит о нерентабельности разработки Ковыкты, иркутские власти будут газифицировать регион без участия монополиста на базе малых месторождений.

«А пока, чтобы побудить к добросовестной и честной работе газпромовский институт, мы направили туда письмо с предложением рассмотреть другие варианты по объемам добычи газа на Ковыкте, — сообщил Безрядин. — Мы предлагаем с 2017 года добывать 2–2,5 млрд куб. м в год, к 2020 году нарастить объем на 2 млдр и к 2022 — еще на 3 млрд куб. м.»

Если на взгляд из Москвы Ковыкта — это будущее, то для иркутян Ковыкта — если еще не прошлое, то уже застарелое настоящее. Давно уже готовы в Саянске на промплощадке «Саянскхимпласта» строить газоразделительный комплекс объемом переработки 2,5 млрд кубометров, давно есть проект, но нет уверенности, что газ придет и гарантий никто не дает. Тем более, что есть пример наказанной доверчивости.

Компания «Кнауф» построила в Нукутском районе завод по производству строительных материалов, поверив властям, а теперь предприятие вынуждено работать на привозном газе.

Впрочем, справедливости ради напомним, что десять лет назад программа газификации Иркутской области была поручена «Восточно-Сибирской газовой компании», созданной в 2003 году администрацией Иркутской области и ТНК-ВР. Однако ВСГК построила трубу до поселка Жигалово, создала небольшую инфраструктуру, но дотянуть трубу до Саянска и далее до Иркутска не смогла — в предбанкротном состоянии компания за 9 млрд рублей продала «Газпрому» свое имущество — трубу от Ковыктинского месторождения в сторону юга Иркутской области и ряд материальных активов в виде проектов.

Голубая мечта иркутян о газификации, которую обещали осуществить еще в 2009 году, перешла в руки крупнейшей российской компании, но по-прежнему не сбывается пока. А если сильно хочется, то губернатор и его заместитель готовы исполнять роли «хорошего и плохого следователя».

Впрочем, в отношениях с «Газпромом» с первого взгляда и не скажешь, какая роль хуже…

Сергей Одинцов