Бесконечно радуют меня, прожженного циника, духовно-нравственные инициативы руководства республики Тыва. Вот и в этот раз дрожь восхищения пробрала меня с ног до головы, когда я узнал, что в Тыве будет создан Каталог объектов нематериального культурного наследия.
Задача ставится по-чиновничьи благая: вести предметно-количественный учет самой сути народной культуры. В Каталог, разделенный по пяти направлениям, будут собраны «устные традиции и формы их выражения — поговорки, пословицы, сказы, былины, легенды; исполнительские искусства — песенное и песенно-танцевальное, народный театр и хореография, народные музыкальные инструменты; описания обрядовых действий; знания и обычаи, относящиеся к природным явлениям и вселенной — народные приметы, сельскохозяйственный календарь; знания, умения и навыки, связанные с традиционными ремеслами — декоративно-прикладное народное художественное творчество, традиционный костюм, национальная кухня».
Естественно, к составлению, ведению и приумножению Каталога будут привлечены солидные республиканские учреждения.
Это: Служба по охране объектов культурного наследия, Республиканский центр народного творчества и досуга, Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел, Международный научный центр «Хоомей», Национальная библиотека имени Пушкина, Национальный музей имени Алдан-Маадыр, Кызылский колледж искусств.
Однако не всякой поговорке или «знанию» будет дозволено попасть в Каталог. Решения о включении в Каталог будут приниматься Правительством республики на основании заключений Экспертного совета, создаваемого из числа специалистов в сфере нематериального культурного наследия. Экспертиза производится на основании заявлений, поступивших от физических или юридических лиц.
Представляете, как это здорово — быть государственным экспертом в сфере нематериального?!
Дело-то финансируется! Из бюджета! А вся суть его — нематериальна…
Причем, тувинское правительство, с выражением непроходимой наивности на лицах делает вид, что не существует в природе филологов и культурологов, историков и фольклористов, антропологов и этнологов. Что не пишутся монографии и справочники по культурам российских народов, не созданы библиотеки и не лежат в них на полках сборники эпических песен и народных сказаний, традиционной кухни, что не пляшутся на разных сценах мира тувинские танцы и не гремит-рычит горловое пение…
Или что? У ученых получается плохо систематизировать знания о народе, а у чиновников получится лучше? Или хочется из кабинета указывать певцам, какие песенки «расово верные», а какие «чужды народному сознанию»? Учить танцоров плясать, как Кара-оол велел?
В прямом смысле будут чужих жен учить суп варить по-тувински правительственно заверенным в Каталоге способом?
Инициатива настолько смелая, что, полагаю, надо ее всячески развивать. Вплоть до федерального уровня. Представляете, создать Министерство нематериальных ценностей Российской Федерации! Чтобы тысячный штат госслужащих — с большим зданием, служебным транспортом, зарплатами, отделом кадров и бухгалтерией, столовой и пресс-службой, управлениями в каждом регионе — взял, да и посчитал: а сколько в России пословиц и поговорок? А знания российского народа о Вселенной — в каком количестве имеются? А достоен ли рецепт борща звания российского блюда ввиду того, что Украина газ ворует? И попробуй только какой-нибудь Навальный прицепись…
Андрей Юрич