Много лет в России не утихают споры о так называемом «гражданском оружии» — каким оно должно быть и должно ли быть вообще. То, что эти споры давно зашли в тупик, я вспомнил сегодня, прочитав в ленте новостей Яндекса о случае в Чите. Сегодня в пять часов утра неизвестные бросили несколько бутылок с зажигательной смесью в одно из окон местного Управления службы судебных приставов. Говорят, окно выбирали не случайно — за ним находился кабинет, где занимаются особо важными делами. И то ли бомбисты были неопытные, то ли хотели просто попугать приставов — огонь удалось потушить еще до приезда пожарных. Что было бы вряд ли возможно, используй эти неизвестные любой из рецептов настоящего коктейля Молотова из доступных в сети и народной памяти.
Все мы помним случай в поселка Сагра и ему подобные, когда граждане держали оборону от бандитов с помощью обычных охотничьих ружей или карабинов.
А вот информация о том, что гражданам удалось эффективно защитить себя в серьезной ситуации с помощью травматических пистолетов, перцовых баллончиков или электрошокеров с батарейкой типа «крона» — как-то почти не встречается.
Когда-то мне довелось работать инструктором по самооброне для разносчиков пенсий. Эти люди ходят по домам стариков буквально с чемоданами денег и без всякой охраны. Нападения на них, в том числе со смертельным исходом, случаются регулярно. Начальство вооружает расносчиков шокерами и баллончиками, но как свидетельствует практика, действуют эти штуки как надо только на трезвых и неспешных грабителей, а такие почему-то в наших широтах редкость.
И в народе ощутимо растет возмущение. Почему, дескать, бандитам можно носить тот же короткоствол, а нам, честным гражданам — нельзя? Объяснения полиционеров, что бандитам по-закону тоже нельзя — не помогают. Потому что, когда случается людям с бандитами встретиться — где тот закон?
Впрочем, эта колонка не в защиту легалайза пистолетов.
Она о том, что, если смотреть правде в глаза не сквозь подшивки законов, а напрямую, то очевидна тенденция: гражданское оружие в России существует и применяется. Более того, ширится его арсенал и эффективность. К нему относятся в первую очередь охотничьи ружья, половина из которых приообретается вовсе не с целью охоты. Разные типы ножей, не попадающие под определение «холодного оружия» из-за несоотстветствия в марке стали (Один мой товарищ носил на петельке под пальто альпинистский топорик — совершенно легально и пострашнее ножа в неопытных руках). С развитием в нашей стране туристического кластера на Северном Кавказе все большей популярностью пользуются самодельные взрывные и зажигательные устройства. А как думали наши власти? В Чечне, Дагестане, Кабарде и прилегающих лыжных курортах будут каждую неделю что-нибудь взрывать местные самоделкины, и этот их навык взрывания не переползет в остальную Россию?
Чем эта тенденция плоха? Ее невозможно контролировать. Никаким экспертам из МВД или ФСБ неведомо, сколько ружей будет снято со стены, случись чего в очередной Кондопоге. Вспомним, половина штурмующих здание той злосчастной бесланской школы — были местные жители с карабинами «Сайга». Откуда они там взялись? Кто мог предположить, что они там возьмутся? Что они будут вооружены? Кто впоследствии выяснял, что и зачем они там делали? Да, никто, как видим спустя годы.
Никто не знает, сколько граждан в прямом смысле носят за пазухой ножи.
По интернету гуляет свежий ролик, на котором пьяный амбал нападает с ножом на прохожих в московском метро, и даже полиция не может сразу с ним справиться. Кстати, амбалу тому брызгали в лицо из баллончика, он даже не заметил…
Никто не пытается выяснить, как быстро будет распространяться привычка заливать стеклянные бутылки смесью из продуктов питания, средств гигиены и бытовых растворителей. А ведь случай в Чите уже не первый и даже не второй. Эти бутылки пока не появлялись при разгонах демонстраций или в массовых драках на фанатской-националистической почве, но, как говорят американцы, «тренды важнее фактов».
Единственное, что может остановить эту тенденцию вооружения граждан вполне смертельными, но относительно законными средствами — исправно работающая система охраны правопорядка. Когда разумнее и надежнее будет рассчитывать на своевременный приезд полицейского наряда, а не на топорик под полой пальто. Когда будет возможность разбираться с государственными ведомствами, в случае каких-то недоразумений, с помощью суда и прокуратуры, а не поджогом кабинетов. Впрочем, это уже попахивает социальной фантастикой, а в этом жанре я не силен.
Андрей Юрич