Фото: ИТАР-ТАСС

«В больших городах, таких как Новосибирск, для строительства новых жилых комплексов нужно максимально использовать площадки, на которых сегодня расположено ветхое жилье», – сказал вчера полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. При этом он отметил, что есть города более старые, и эти проблемы в них сложнее.

Вопросы реализации проектов комплексного жилищного строительства, расселения аварийного жилья и совершенствования градостроительной политики были подняты в ходе посещения полпредом в Новосибирске жилого комплекса «Тихие зори». Он состоит из 10-этажных блок-секций и двух секций торгово-общественного назначения.

Дома рассчитаны на 569 квартир, из них 81 приобретена по муниципальным контрактам с мэрией г. Новосибирска для многодетных семей, расселения из ветхого и аварийного фонда и детей-сирот.

По мнению полномочного представителя, в Новосибирске сегодня есть возможности ускорить процесс расселения ветхого жилья, при этом увеличения затрат бюджета не потребуется – «такие проекты интересны частным инвесторам». «Стимулируя строительство жилья в пригороде и на окраине, мы часто забываем, что помимо жилья там нужны детские сады и школы, социальные объекты, транспортные коммуникации.

И это серьезно удорожает себестоимость жилья», – подчеркнул Виктор Толоконский. Территории, находящиеся в центральной части города под ветхим жильем, требуют меньших вложений в социальную и инженерную инфраструктуру, уверен полпред.

Кроме того, есть другие резервы, например, – заброшенные или устаревшие промышленно-производственные и складские площадки. «Важно простимулировать их перенос. Именно для этого мы строили промышленно-логистический парк, а участки в городе можно эффективнее использовать под жилищное строительство и социальные объекты», – считает полномочный представитель.

Виктор Толоконский отметил, что «средства федеральной поддержки должны в первую очередь идти в малые города, где есть аварийное жилье». Субъекты Федерации должны больше вкладывать собственных ресурсов и создавать привлекательные условия для инвесторов, учитывая, что Фонд реформирования ЖКХ не может выделить объем финансирования, необходимый сегодня для масштабного расселения ветхого жилья в больших городах.

Полпред пояснил, что если в крупных городах рынок жилья развит и застройщики сами готовы реализовывать такие проекты, то в небольших такого спроса нет, а значит резервов привлечения дополнительных средств меньше. В Новосибирске же процесс расселения ветхого жилья «можно сделать выгодным и для проживающих в нем граждан, и для бизнеса, и для муниципалитета». Это одновременно и решение острой проблемы, и социальная привлекательность территории, и развитие строительных мощностей и инфраструктуры.

«Важно максимально снизить административные барьеры при согласовании документации на площадки под застройку, – считает полпред, – и нагрузку на стоимость квадратного метра, которая возрастает из-за существенных расходов на инженерные коммуникации». Виктор Толоконский также подчеркнул, что снос ветхого жилья и возведение на его месте нового позволит «обновить инженерные коммуникации в городе». На решение этой задачи нужно «объединить бюджетные инвестиции, средства коммунальных монополий и застройщиков».

В завершение полномочный представитель сообщил, что проведет совещание по вопросу выработки новых подходов к организации процесса расселения ветхого жилья и вопросам комплексного жилищного строительства.