Оппозиционный автопробег «Белый поток» стартует в полдень 27 августа из Красноярска. Уже 29 августа участники автопробега — такие видные деятели оппозиции как Ксения Собчак, Сергей Удальцов, Илья Пономарев и другие — планируют добраться до Барнаула. Далее в их планах ежедневное посещение крупных сибирских городов, лежащих на их маршруте, а в некоторые дни уместятся и по нескольку городов — такой плотный график запланирован организаторами. Все это — акция, призывающая граждан Сибири обратить внимание на так называемый «Марш миллионов-3», который пройдет 15 сентября в Москве.

По слухам, в акции-пробеге планировалось участие и самого популярного из лидеров оппозиции — Алексея Навального. Но в связи с тем, что с него взята Следственным комитетом подписка о невыезде из Москвы, «Белый Поток» пройдет без него.

Сложно сказать, что именно заставило столичных оппозиционеров выбрать именно такой способ политической агитации.

Агитационные автопробеги у образованной части наших сограждан ассоциируются скорее с пройдохой Остапом Бендером, чем с борьбой за добро и справедливость. А у малообразованных, коих большинство, — с автопробегом по стране Путина на желтой «Ладе-Калине»: тоже, прямо скажем, сомнительное в смысле своей эффективности мероприятие.

Есть мнение, что таким образом московская оппозиция, уперевшись в тупик «оккупай-абаев», решила пойти в народ. Но для этой цели автопробег никак не подходит, и лидеры оппозиции наверняка это понимают. Слишком уж мимолетным и брезгливо-поспешным выглядит их погружение в жизнь провинции — буквально считанные минуты в каждом из городов.

Для того, чтобы самим оценить социально-политическую реальность Сибири — времени и графика пробега совершенно не достаточно. Чтобы провести нормальные встречи с местечковой оппозицией — что-то обсудить, поделиться опытом, посоветовать — возможностей даже не предвидится.

Так зачем же это мероприятие?

Есть мнение, что единственный город, где агитационный автопробег через Сибирь и Урал будет воспринят всерьез — это Москва. Как раз для столичных протестующих — многие из которых бывали в Западной Европе и на других континентах, но крайне смутно и предвзято представляют жизнь в российской провинции — «Белый поток» будет выглядеть смелой и глубокомысленной акцией. Им не важно, на сколько минут Ксения Собчак задержится в Барнауле или Кемерове. Важнее — что она вообще решилась ради своей борьбы отправиться в эти, для большинства ее симпотизантов, аналоги меметичного Бобруйска. И вот, пройдя сквозь живо представляемые ими суровость и неустроенность затхлой провинциальной жизни, овеянная ветром загадочных странствий и опаленная дыханием государственных драконов (которые, как всем известно, начинают водиться прямо за МКАДом) — она со своими соратниками взойдет прямо на трибуну миллионного марша. Как прошедший закалку в испытаниях символ свободы на баррикадах. Правда, не с голой грудью, хотя могла бы.

(Недавно по Сибири проехалась группа неизвестных отдыхающих, которые в больших городах не отметились, но через многочисленные села проносились, сидя голыми на крышах своих джипов. Сельская общественность до сих пор обсуждает. Запомнилось.)

Можно с уверенностью говорить, что в Москве «Белый поток» получит гораздо больше внимания, обсуждения и отзывов, чем в провинции.

И именно московскую публику он может в какой-то мере привлечь к участию в протестном стоянии на одной из столичных площадей.

Впрочем, все эти соображения никак не отменяют того факта, что событие для нашей страны планируется — из ряда вон. При всей скомканности графика и неясности целей, оппозиционный автопробег уникален. Автор этих строк, например, очень хотел бы на него взглянуть. Интересно, ведь, на каких авто они поедут. Как Путин — на «жигулях»? Но тогда есть реальный шанс никуда не доехать. Или как настоящая московская богема — на «Инфинити» и «РейнджРоверах»? Тогда есть вероятность, что не поймут.

Андрей Юрич