СЛОН.ру опубликовал очередной «индекс несчастья» российских регионов. Простой, как мычание: складывается процент инфляции и процент безработицы. Придумал индекс американский экономист Артур Окун в 1970-е годы. Инфляция и безработица — это основные показатели социально-экономического положения населения. Где больше рост цен и доля безработных, там людям жить хуже всего. Такой вот получился индекс, его ещё называют индексом невзгод (Misery Index).

У нас арифметикой несчастий начали заниматься с 2009 года — высчитывали, в каком регионе ждать вспышку недовольства и соответственно раскрашивали регионы в разные цвета. Самые неблагополучные залили красным и оранжевым. Самые спокойные — зелёнью. Между ними оказался относительно спокойный цвет — жёлтый.

Надо заметить, что в 2009 году несчастной была страна в целом: при среднероссийских показателях — 8,5 процента безработицы и 8,1 процента инфляции. То есть средний индекс несчастья летом 2009 года составил 16,6 процентных пунктов.

Напомню: 2009 год — пик экономического кризиса.

Через год кризис пошёл на спад и положение изрядно улучшилось. В среднем по стране безработица составила 7,4 процента, инфляция — 4,4 процента, значит индекс несчастья стал 11,8. Прогресс. Несчастья стало меньше почти на треть. Главным образом за счёт снижения инфляции. Самым счастливым остался Северо-Кавказский регион, а самым счастливым — Центральный.

Впрочем, насчёт северокавказский несчастий грешат на неточную статистику. В 2011 году Россия стала ещё немного благополучней. Индекс несчастья составил всего 11,3 пункта. В 2012 тоже особенных изменений ни к лучшему, ни к худшему не наблюдается. Пришёл, как говорили когда то, — «стабилизец».

По-прежнему самый несчастный регион — Ингушетия, где работы почти нет (48,3 процента работоспособного народа официально сидят дома), а самый счастливый — Москва, где работы полно даже для разнообразных гастарбайтеров (0,9 процента — официально безработных). Правда, шаг инфляции в столице самый ощутимый — 3,1 процента, а в Ингушетии всего 1,7 процента.

Сибирские регионы живут нынче относительно спокойно.

Большая их часть либо в жёлтой зоне (Кемеровская область, Красноярский и Алтайский края, Хакасия), где индекс несчастья около десяти. Либо в особо благополучной зелёной (Новосибирская область, Тюмень, газодобывающие округа — Ямал и Ханты-Мансийск), где семь и меньше. Разве что дотационные автономии (Горный Алтай и Тува) в красной, тревожной зоне — там этот индекс зашкалил за десять. И Томской области не повезло — покраснела, подпрыгнул уровень безработицы.

Параллельно СЛОН.ру публикует ссылки на Фонд общественного мнения, периодически публикующий результаты мониторинга протестных настроений. Как и следует ожидать, в целом он вполне коррелируется с индексом несчастий. Охочих до протестов становится ощутимо меньше, а прибавляется, ну, не то, что бы равнодушных, но — спокойных, таких, согласно опросу, проведённому месяц назад, 62 процента от опрошенных при 6 процентах «бунтовщиков», а годом ранее было — 48 процентов при 16 процентах готовых хоть сейчас на митинг или в пикет.

И ещё одна российская особенность: несчастных больше всего на окраинах, а бузят главным образом благополучные столицы.

Семён Кайгородов