Мимолетная новость в кузбасских СМИ: три года лишения свободы условно — приговор Федерального суда бывшему начальнику участка обеспечения безопасности порядка прокопьевской шахты «Коксовая» Николаю Ш. Он признан виновным по статье «незаконное лишение свободы двух лиц».
Охранников, службу безопасности у нас, в общем, не любят. Они нас не пропускают просто так туда, куда нам надо или хочется. Накладывают всяческие ограничения. Норовят устроить досмотр. И периодически СМИ описывают конфликты с охранниками супермаркетов. И говорят о нарушении прав человека. При этом в СМИ никогда не встретишь сообщений о суммах у
В данном случае, если говорить о правах человека, то есть две стороны.
С одной стороны тысячный коллектив шахтеров «Коксовой», с другой стороны два шалопая, которые бродили по промплощадке шахты.
Что там было нужно 17- и 22-летнему прокопчанам вечером 28 июня 2010 года? Понятно, что они не собирали там грибы. Нормальному человеку делать на территории предприятия нечего. Категорически нельзя допускать посторонних на территорию такого опасного производственного объекта, как шахта. На поверхности располагается достаточно много объектов и коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность подземных выработок и безопасность труда забойщиков.
Как должен реагировать охранник шахты, обнаружив двух парней на промплощадке? Естественно, первая реакция — это похитители металла, проводов, любых деталей с предприятия. Бродяг обычно задерживают и сдают в милицию. И обычно случается так, что бродяг, даже с похищенным металлом, подержат в «обезьяннике» и выпускают. Кому нужно возиться со скрупулезным протокольным оформление дела, ничтожного по материальному ущербу.
Понятно, что могут погибнуть шахтеры из-за такого пустяка, но не погибли же! Как женщине жалующейся, что пьяный муж грозит убить, отвечают: ну, не убил же! Так и тут, какая угроза шахтерам, чувак просто тащил 16 метров проводов, 12 килограмм металла. Копейки.
Истории, происходившие раз за разом, безнаказанность воров, вновь и вновь возвращающихся к предприятиям, чтобы украсть хоть что-то для обмена на водку или наркотик, — все это и стало причиной жестокости, проявленной в этот раз охранниками шахты.
Если еще накануне было что-то незаметно похищено, а охранников наказали рублем, то у них было одно настроение к посторонним — самосуд. Да такой, чтоб дорогу забыли эти воры на промплощадку. Самосуд для восстановления справедливости: если государство не может наказать ворьё, то накажем сами.
Сегодня СМИ пишут, что «молодые люди попытались объяснить охранникам, что у них не было цели украсть металл». А где вы видели преступников, чтоб они признавались, что пришли воровать, но пока еще не нашли что?
Однако самосуд справедливым не получился. Получился неправедным и жестоким.
Подозреваемых побили, пристегнули наручниками к металлическому столбу. Один, помладше, сбежал, а другого охранники раздели, облили краской и оставили на горных отвалах, где его и нашли потом полицейские. В общем, обычный самосуд, что чинили разные службы безопасности, в этом случае обернулся беспределом. Изощренное издевательство стало заметным событием и предметом уголовного дела.
Теперь можно сказать, что два года следствия по уголовному делу стали полезным уроком для охранников и всей правоохранительной системы. Ведь сама система правопорядка в России последовательно меняется. Главное, введен институт мировых судей, благодаря чему многие дела теперь не откладываются в долгий ящик, а достаточно оперативно решаются. Именно в федеральный суд было бесполезно идти с «мелочевкой», а если и пришел, то суд справедливо требовал больше и больше доказательств. Таковы законы, которые подталкивали людей восстаналивать справедливость через самосуд.
Ряд специалистов по охране предприятий в один голос мне сказали, что охранники «Коксовой» действовали неправильно. Наказанием на месте преступления занимаются многие, но делать это нужно аккуратно. Если решили наказать сами, надо было просто бить без последствий.
Ни один безопасник не усомнился, что задержанные были потенциальными ворами. Другие там не ходят. Либо работники, либо воры.
Теперь служба безопасности не просто сдает задержанного в милицию. Сразу оформляется протокол для передачи в мировой суд. А мировой судья у нас сегодня работает, как в американском кино про мелкие правонарушения: выслушал одного, другого — вынес приговор. Задержанным ворам, как правило, выносятся два наказания: возмещение ущерба и выплата административного штрафа в казну.
И если раньше бродяга без определенного рода занятий отделывался синяком и тумаками, то теперь он попадает в сводки, статистику, реестры, архивы, досье. В случае неуплаты штрафа тобой без всяких церемоний займутся судебные приставы. В случае вторичного попадания на месте преступления становишься рецидивистом и готовым клиентом в тюрьму.
Жалко Николая Ш., который стал крайним в этой истории, но его жестокость заслуживает осуждения. Да, возможно он спас шахтеров, но всему есть предел, даже самообороне. Хорошо только то, что практически безнаказанный ранее вид преступлений становится наказуемым с далеко идущими последствиями.
Мелкое воровство, в общем то, массовое преступление, от которого страдают не только богатые собственники, но и многие тысячи рядовых работников, например, различных супермаркетов. Ущерб от воровства покупателей (и персонала) составляет около 1 процента розничного оборота. И если вам не нравится подозрительный охранник в магазине, то у него, поверьте, есть основания, чтобы хмуриться и не верить в честность человечества. И правильно делает, враги у нас общие — карманники, наркоманы, прочая преступная мелочь, для которых служба безопасности — первый барьер нашей защиты.
Дмитрий Лузянин