Когда мне кто-то из знакомых говорит, что совершенно не разбирается в интернете и не интересуется им, я обычно начинаю уверять — подождите еще немного, и однажды утром вы обнаружите интернет у себя в тапочках, в зубной пасте, в собственной жене…
Вот и в Иркутске, на радость начитанному в детстве фантастическими романами мне, начали устанавливать высокотехнологичные автобусные остановки. Кроме банального уже для любого областного города бесплатного wi-fi, остановки будут оснащены модулем системы «2ГИС». Именно последний пункт я считаю особенно примечательным. Легкость навигации при перемещении по городу и особенно при пользовании общественным транспортом в значительной мере определяет дружественность городской среды по отношению к каждому конкретному горожанину.
Долгое время, когда речь заходила об улучшении работы общественного транспорта, акцент делался, собственно, на сам транспорт: обновление парка машин, оснащение их современными системами контроля и слежения — как за потоком пассажиров, так и за перемещением транспортного средства по маршруту, логистическая доработка маршрутных сетей. Остановочные пункты из планов модернизации городского транспорта всегда выпадали.
В крайнем случае, мэрии хвастались новым дизайном остановок или даже просто тем, что их вовремя покрасили.
Между тем, если посчитать сколько человеко-часов потрачены на стояние на остановке в каждом из наших городов — только потому что человек не сразу понял, какой транспорт тут останавливается, не разглядел надпись на лобовом стекле внезапно подошедшего автобуса, долго выяснял у стоящих рядом, как доехать до нужного места — выйдут немалые цифры. Сюда же нужно прибавить и ущерб здоровью горожан, особенно в зимнее время. Ну, и само собой, потраченные на борьбу с транспортной инфраструктурой нервные клетки, которые не восстанавливаются.
В последнее время некоторых выручают мобильные телефоны с разными городскими картами и даже той же самой «2ГИС». Но подобные приложения пока еще не общедоступны — в силу довольно высоких технических требований к устройству связи.
Остановка, оснащенная умной электронной картой города, в наших условиях — это настоящее спасение для тех, кто хочет поскорее добраться из пункта А в пункт Б.
Да, в Иркутске, наверное, немного перемудрили, решив оснащать такие остановочные павильоны солнечными батареями. Все-таки, город не разорился бы, запитав их от обычной электросети. Но, в целом, думается, что нововведение приживется и реально облагородит городскую среду в Сибири.
До окраин городов такие остановки вряд ли доберутся — все же, антивандальность их имеет свои пределы. А вот в самых загруженных маршрутами точках: на вокзалах, у крупных развлекательных, торговых и учебных заведений — умные остановки спасут немало потерянного времени.
Андрей Юрич