В школы Улан-Удэ к 1 сентября должен поступить учебник по истории города. Сейчас дизайн-макет издания, которое готовилось больше двух лет, проходит предпечатную подготовку. Из бюджета республики выделены средства для выпуска первого тиража, которого должно хватить всем школам бурятской столицы.

Максимально централизованная система образования Советского Союза, которая в малореформированном виде существует в нашей стране и до сих пор, имеет очевидные минусы как раз в отношении изучения гуманитарных дисциплин. Не зря большинство учеников наших школ считают историю одним из самых скучных предметов. Наверное, математикой всерьез увлекаются больше ребятишек, чем историей в пределах школьного курса. Объяснить это просто: изучаемая история имеет очень мало отношения к жизни школьника. Восстание декабристов и Хартия лондонских вольностей, конечно, имели огромное историческое значение. Но какое отношение они имеют сейчас к тем людям, с которыми каждый день общается современный ребенок. А ведь объяснить взаимосвязь исторических процессов с жизнью каждого человека можно только на самом близком к этому человеку уровне.

История Кузбасса еще даже не написана, — сказал мне один профессор-социолог, рассуждая о прошлом самого густонаселенного сибирского региона, — Изданы какие-то книжки, где отсчет начинается с 1948 года и перечислены секретари обкомов… А откуда здесь взялись люди? Кто-нибудь про это написал книгу? Откуда здесь русские, а откуда немцы? Откуда крестьяне и откуда металлурги? Почему, когда и зачем они все сюда приехали?

По большому счету, нечто подобное можно сказать о любой области, крае или республике нашей страны.

Существуют краеведческие монографии и диссертации, но объяснить их содержание школьнику в доступном виде, связать историю страны и мира с настоящим днем его родного города или региона — не может никто. В первую очередь, потому что таких целей пока никто перед системой образования не ставил. Ведь такую цель невозможно поставить централизованно: слишком разнообразна наша страна и общий стандартизированный учебник по краеведению, пригодный для всех от Анадыря до Калининграда, не может быть написан.

На таком фоне бурятская инициатива особенно примечательна. Возможно, с нее начнется пробуждение интереса школьников к настоящей истории, наследие которой можно каждый день видеть и осязать.

Когда я учился в школе, было популярным организовывать поездки школьников старших классов в «исторические» города страны — Москву, Санкт-Петербург, города Золотого Кольца. Пусть дети прикоснутся к истории, — говорили учителя. О том, что к истории можно прикоснуться здесь, где живешь, о том что история это сейчас и везде — не говорил никто. Уже став взрослым, я по крупицам из разных книг узнавал, в каком интересном и богатом историей месте я вырос.

Наверное, если бы вместо поездок через весь континент «прикоснуться» к памятникам, нам в школе рассказали про настоящую историю нашей земли, то меньше было бы среди школьников старших классов мечтающих «свалить» со своей малой родины в далекие большие города с большой историей.

Хочется только надеяться, что первый учебник истории Улан-Удэ будет написан живым языком и издан с качественными фотоиллюстрациями. Чтобы руководство других регионов позавидовало бурятскому образованию и выпустило бы подобное издание у себя. Глядишь, и правда научат ребятишек родину любить. Ну, правда, не через игру «Зарница» же патриотизм воспитывать, в конце-то концов.

Андрей Юрич