Новосибирск — официальная столица Сибири, празднующая сегодня День города. Соседи считают, что столичный статус дан не по заслугам: ведь зачат город был как посёлок строителей Транссибирской магистрали близ самого длинного моста через самую большую сибирскую реку Обь только потому, что литератор и инженер Гарин-Михайловский решил делать железнодорожный переход именно здесь, а не в Томске, севернее, или Барнауле, южнее. А это более старые города, поднявшиеся из русских крепостей.
Некоторые новосибирцы полагают иначе.
Они уверены, что самым значимым населённым пунктом Западной Сибири было село Кривощёково, основанное как Никольский погост в 1697 году на левом, «московитском» берегу Оби, а на правом тогда стояла ханская резиденция и начиналась «телеутская землица», куда московиты особо не совались. Кстати, тут умер печальной памяти хан Кучум, побеждённый Ермаком Тимофеевичем, и умер он с горя от своего поражения.
Интересно, что Томский острог, основанный в 1604 году указом Бориса Годунова, пережил около сотни осад, Кузнецк (1617 год) и более поздний Бийск (1708 год) несколько раз жгли кочевники, а Кривощёково никто не трогал. Значит, там закрепились мудрые, дипломатичные люди, которые умели договариваться.
Что отсюда следует?
А следует отсюда, что мост, пересекший Кривощёково, уничтожил село и правобережный Никольский выселок, куда перебралась часть кривощёковцев, породив вместо них «шанхай, «нахаловку», куда заселился всякий новосельный сброд, всероссийская «гопота», какой автор идеи о первородстве Кривощёкова, новосибирский журналист и пиарщик Фёдор Григорьев называет строителей Транссибирской магистрали. А кривощёковская дипломатическая и торговая элита растворилась в среде московитов.
И другое следует: надо вернуть приоритет Кривощёкову, восстановить историческую справедливость и начало Новосибирска считать не от Новониколаевска, случайной слободы, а от древнего села Кривощёкова. Тогда получается, что Новосибирску не сто лет, а триста с лишним. И он равен или даже выше по историческому статусу, чем, к примеру, Омск, Барнаул, а уж тем более Кемерово.
И если вдуматься, то, возможно, следует столицу Сибири переименовать обратно в Кривощёково или — компромиссный вариант — в Новокривощёковск.
Исторические рассуждения Фёдора Григорьева чем-то напоминают юмористическую лингвистику, практикуемую Михаилом Задорновым, выводящим все мировые наречия из русского «праязыка». Но есть во всём этом забавном историко-филологическом мусоре и жемчужное зерно. Оно состоит в патриотизме сибиряков. Истинном патриотизме, не ведающем крайностей. Готовом митинговать за автономность Сибири и бороться за мировое признание национальности «сибиряк».
Часть этого патриотизма — борьба за первородство за общесибирском пространстве. Ну, и ладно, почему бы нет?
Семён Кайгородов