С конца XI века, когда объединение нескольких прославленных Болонских школ права символизировало создание первого в мире университета («студии»), прошло немало времени, наполненного богатой студенческой историей. Университеты множились (Парижский появился в ХII веке; Оксфорд и Кембридж — в XIII, к XVI веку их насчитывалось 76), обогащались факультетами, формировали научные кадры и жаждущих знаний молодых людей, способных переустроить вселенную, создавали непередаваемый и уже больше нигде неповторяемый «мир студенчества».

Сегодня Европа и США являются непререкаемыми центрами мирового вузовского образования и славятся своими университетами, обучаться в которых почитается за честь. Высокую марку держат и российские вузы (МГУ, СПбГу, ГУ-ВШЭ, РЭШ, МГТУ им. Баумана). Совершенствуется и высшее образование Сибири. В частности, здесь был реализован один из мировых трендов развития вузовского образования (слияние вузов) позволяющих создавать образовательные кластеры, — Сибирский федеральный университет (Красноярск).

Но даже на этом реформаторском фоне, идея региональных властей Алтайского края о создании Российско-Азиатского университета, как аналога Российского университета дружбы народов, но ориентированного на студентов азиатского региона, выглядит не только фундаментальной по масштабу и значению, но и знаменует собой новую тенденцию вузовской истории.

Это означает, что образовательное пространство азиатского региона сформировалось настолько, что требует глубинного изучения, построения новых организационных структур и ассоциаций, способных решать проблемы молодежи конкретной и обширной территории, осуществлять поиск объединяющих новаций и источников мобильности. Изменился мир, и вузовское образование должно отвечать требованиям времени, с одной стороны, и позитивно опережать время, с другой.

Интерес к объединению и учению в других странах берет начало уже в средневековье (XVI в.), являя собой стремление к познанию мира, другой культуры, проникновению в суть иноязычной студенческой общности. Именно на основе этого интереса впоследствии формировались не только центры молодежной культуры, но и возникали международные образовательные центры.

Состав стран на планируемом в конце июня, азиатском студенческом форуме «Образование без границ. Алтай — Азия 2012» на базе Алтайского государственного университета, который и будет подвергнут вышеотмеченным преобразованиям, впечатляет.

Не вдаваясь в скрупулезное перечисление всех заявителей, отметим лишь, что участие в нем делегаций Китая и Сингапура, где успешно создаются исследовательские университеты мирового уровня и отточена практика создания университетов-лидеров, очень обнадеживает и показывает безусловную серьезность предполагаемого события, как для Сибири, так и для России.

Максим Кусто