Депутат законодательного собрания Красноярского края Юрий Швыткин направил обращение к правительству России. Требует разобраться с футболистами российской сборной. И требует всерьез.
«Футболисты, в которых государство вложило огромные деньги, не оправдали связанные с ними надежды и не проявили бойцовского характера и ответственности за выступление в майках с гербом России. Более того, вместо извинений некоторые из них даже высказался в духе, как будто ничего не произошло» — возмущается депутат в комментариях для красноярских и федеральных СМИ. И возмущение его можно понять.
«Российский футбол? Мертвые не потеют!» — так кратко охарактеризовал стиль игры российской сборной приятель автора этого текста еще десять лет назад. С тех пор, как мы видим, мало что изменилось.
Разве что прежде сибирские депутаты не пытались устроить судилище для спортсменов, попрекая их народными деньгами.
«Юрий Швыткин полагает, что игроки национальной команды должны нести ответственность за свое выступление. В частности, в рамках действующего законодательства изучить возможность запрета для них участвовать в различных рекламных кампаниях. Под вопросом должен быть и переезд футболистов в заграничные клубы, вплоть до перевода их в более низшие лиги, — говорит депутат. Кроме того, депутат рассчитывает, что в правительстве раскроют для общественности данные о затратах на подготовку к Евро-2012 сборной России, а также обозначат суммы тех выплат, что тренеры и игроки команды получили или получат за игры на чемпионате Европы», — пишут журналисты, освещающие депутатскую инициативу.
При этом скромно умалчивается о серьезном, но к сожалению совсем не позитивном, вкладе господина Швыткина и его коллег, как региональных, так и из Госдумы, в нынешнее положение дел в российском спорте.
Российских футболистов не имеет смысла попрекать деньгами и требовать от них боевого духа и патриотизма. Во-первых, потому (и господину законодателю надо бы это знать), что ни боевой дух ни любовь к Родине не покупаются и не продаются. Их можно воспитать в человеке, а можно — не воспитать. И вот именно процесс «невоспитания», как раз тесно связан с деньгами.
В надежде, что этот текст попадется на глаза кому-нибудь из депутатов и его содержание, возможно, передадут требующему футболистской крови господину Швыткину, позволю себе раскрыть небольшой секрет. О котором, впрочем, знают многие. Существует такое понятие как «возраст массового ухода из спорта». От того, насколько велик этот возраст — зависит очень многое. В первую очередь, именно комплектация сборных всех уровней — от городских и региональных до сборной страны. Ведь, чем больше людей одновременно занимаются всерьез спортом, тем больше возможностей для выбора комплектации команд. Так вот, в большинстве так называемых развитых стран возраст массового ухода спортсменов на покой — около 30 лет. Конечно, с поправкой на конкретную дисциплину: в спортивной гребле можно и в 40 лет хватать медали, а в гимнастике в 25 считаться стариком. Впрочем, к России эти поправки имеют мало отношения. Возраст массового ухода из спорта у нас — 18–19 лет.
И различные депутаты, в том числе, красноярские, имеют к этому печальному факту прямое отношение.
Все упирается в тотальное отсутствие в наших селах и весях доступной спортивной инфраструктуры и поддержки массового спорта. Если человек успел в какой-нибудь юношеской сборной показать себя будущей звездой — да, его поддержат, передадут на воспитание в нужный клуб, будут платить стипендию, а потом и ту самую большую зарплату, за которую так обиделся Швыткин. Но если парень или девушка, увлеченные спортом, к началу самостоятельной жизни не успели схватить звезду со спортивного небосклона, то что им остается?
Городские спортивные команды, даже по самым популярным видам, вроде футбола, пребывают в жалком состоянии — как финансовом, так и организационном. Их жизнь зависит от воли спонсоров, а те либо со временем теряют к команде интерес, либо пытаются превратить ее в коммерческое предприятие, что убивает тот самый «дух», о котором нынче так пекутся депутаты. Когда последний раз взрослый игрок из городского НЕстоличного клуба попадал в сборную России?
Альтернативой могли бы стать спортклубы университетов. В тех же США или Европе чемпионаты университетских команд собирают стадионы и выдают талантливым студентам самые настоящие путевки в жизнь. У нас даже федеральные вузы спортивного направления не могут похвастать ничем подобным. Почему? Нет инфраструктуры, нет базы, нет людей.
Если человек хочет заниматься в России спортом, он должен САМ платить за это деньги. Спорт превратился в элитный вид досуга!
Попробуйте в любом из наших городов арендовать хотя пы пару раз в неделю спортзал для игры в футбол или волейбол с друзьями. Дорого и сложно! Так откуда должны браться талантливые боевитые и патриотичные футболисты? Из дорогих фитнес-центров? Из убитых спортзалов провинциальных учебных заведений? От рядовых тренеров, получающих зарплаты, которые можно счесть только оскорблением их квалификации, стажа и профессии?
Нет никаких «огромных денег», которые государство вбухивало бы, в частности, в футбол, и о которых так переживает Швыткин и ему подобные. Зарплаты игроков, которые кажутся ему большими, — копейки по сравнению с теми деньгами, которые должны бы тратиться постоянно на поддержание спортивного здоровья нации, массового физкультурного движения в стране. На футболе у нас, как и на прочих видах спорта, откровенно экономят! Потому что основные траты должны приходиться как раз на низовой уровень — школьный, вузовский, провинциальный, массовый. А зарплаты столичных звезд всегда будут звездными.
Чего бояться члену сборной России по футболу?
Что его выгонят, если он плохо сыграет на чемпионате? Ха-ха, а где возьмут другого, вместо него? Разве что купят за границей! Внутри страны-то выбирать почти не из кого: спортивный конвеер давно стоит и хорошие спортсмены — штучный дефицитный товар ручной работы.
Вот Швыткин бы собрался с коллегами-депутатами, да вместо ритуальных завываний в сторону правительства, озаботился бы всерьез создание доступной для широких масс спортивно-физкультуной инфраструктуры в своем регионе. Глядишь, лет через 15–20 (увы, не раньше!) и появились бы в сборных России боевитые и патриотичные мастера-красноярцы.
Андрей Юрич