Кто из находящихся за рулем своих или служебных автомобилей иногда, чисто случайно, по недоразумению, не забывает о том, что максимально допустимая скорость движения в городской черте, как правило, не превышает 60 километров в час, а за городом (кроме известного участка кузбасского автобана) 90 км. Хорошо помнить об этом удается, по большей части, осторожным девушкам и тем, лобовики и задние стекла чьих машин украшены черными восклицательными знаками на желтых треугольниках.

Помнят, конечно же, и бдительные сотрудники ГИБДД.

Очень часто мы благодарно поднимаем ладонь вверх, салютуя мигающим встречным «братьям», сообщающим о том, что где-то поблизости «затаились они» и сбрасываем скорость. Почти всегда нас настораживают мосты и возвышающиеся над дорогами конструкции с закрепленными на них видеофиксаторами и мы сбрасываем скорость. Чуть реже мы обращаем внимание на цифры в красных кружочках и, выровняв стрелки спидометра до указанного значения, сбрасываем скорость.

Однако то, что недавно появилось в арсенале ДПС полиции Кемеровской области способно как озадачить, так и воистину удивить. Теперь сотрудники выезжают на дежурство в сопровождении системы высотного наблюдения ОКО-1. Что это такое, спросите вы? Ответ, полагаю, способен удивить. Это не что иное, как аэростат.

Новое это и вправду хорошо забытое старое.

Ведь первым, кто предложил откачать воздух из сферической оболочки, которая затем сможет подниматься на высоту, подобно пузырьку воздуха в воде, был итальянский ученый по имени Франческо-Де Лана Торци. Произошло это ещё в 1670-м году! Однако на практике, первый полет наполненного нагретым воздухом аэростата продемонстрировали 5-го июня 1783 года братья Монгольфье.

Привязной аэростат в военных действиях впервые был применен в конце XVIII века, а об их активном использовании во время Первой и Второй мировых войн общеизвестно. Аэростаты позволяли устанавливать мировые и трагические рекорды подъема в стратосферу, но, наряду с дирижаблями (после катастрофы «Гинденбурга»), вышли на какое-то время из сферы широкого практического применения. Многие не раз говорили, что напрасно, и вторая волна интереса к ним вполне объяснима.

Помимо исследовательской и спортивной сфер, аэростат теперь помогает следить за порядком на дорогах.

Он поднимается на высоту около 200 метров и оператор, управляя закрепленной на нём камерой, бесстрастным оком фиксируют нарушения правил дорожного движения. Методика оказалась необычайно эффективной при мониторинге автодорог с большим количеством спусков-подъемов и поворотов.

Способ слежения, с которым практически невозможно бороться тем, кто привык превышать скорость, оказался совершенным, простым и, самое главное — давно известным. Лишний пример того, что на «свалке» истории, порой, неожиданно обнаруживается то, что из-за единичных трагедий и нелепых случайностей оказывается незаслуженно списанным и забытым. Ведь на самом деле многие вещи, способные облегчить и упростить жизнь современного человека, уже сотни лет как изобретены.

Максим Кусто