Иногда, особенно устав от политического мельтешения новостных лент, хочется подумать о вечном. Честно говоря, никогда не задумывался всерьёз о такой вещи как Вечный Огонь. Во-первых, с самого детства я понимал, что это не более чем большая газовая конфорка, установленная в земле и украшенная пентаграммой. И как у всякой конфорки, у нее есть включатель-выключатель и гарантийный срок службы. А раз так-то какая же она вечная? Во-вторых, практическая польза этого культового девайса равна нулю.
Но, как идея, это, конечно, красиво. Шевелит в душе, что-то древне-архетипическое, восходящее к костру в пещере, отгонявшему от людей духов смерти и саблезубых кошек.
Вот, и у новосибирских общественников оно шевелится. Пока кто-то оккупирует в столице нашей Родины памятник малоизвестному степняку, в Новосибирске прогрессивная общественность озабочена в прямом смысле стремительным угасанием Вечных Огней.
Инициативная группа из столицы Сибири подошла к делу с толком. Были написаны запросы во все регионы России с просьбой уточнить состояние местных мемориальных комплексов, где горит или горел Вечный Огонь. С учетом того, что общественникам ответили только из 51 региона, Вечных Огней, как действующих, так и потухших, набралось более 900. Об их плачевном состоянии было написано письмо президенту России, и на днях даже был получен от президента ответ.
«В ходе расследования нам удалось выяснить, что во-первых, сегодня в России отсутствует единое законодательство, регламентирующее их функционирование-то есть зачастую за них отвечают абсолютно разные структуры, — рассказали сайту Тайга.инфо новосибирские „огненные“ активисты. — Один из ярчайших примеров полной неразберихи в этом вопросе — ответ президента на наш запрос, в котором указано, что сегодня в России насчитывается около 90 Вечных Огней-то есть глава государства ошибся почти в 10 раз!»
Кстати, приводятся и некоторые цифры затрат, которые необходимы для поддержения памятного пламени.
Например, Алтайский край, где неугасимо горят 70 мемориальных газовых горелок, тратит на их содержание более миллиона рублей в год. Многие руководители на местах вполне резонно замечают, что такие суммы было бы полезнее не сжигать в память о давно прошедших событиях, а тратить на благополучие ныне живущих людей. В конце концов, не от количества огней зависит наше отношение к подвигам защитников Отечества и, опять же, не кубометрами газа должно оно измеряться.
К печали новосибирских общественников, приходится констатировать, что общество очень спокойно относится к угасанию «священного» пламени.
Возможно потому, что, очень уж эти мемориальные комплексы с Вечными Огнями не соотвествуют сегодняшней реальности, в том числе и, как ни странно, официальной государственной идеологии. У нас, ведь, нынче, как известно, кругом торжество православия формата Московского Патриархата Русской Православной Церкви. И главный режиссер страны снимает эпические полотна о том, что в Великую Отечественную мы победили исключительно с Божьей помощью. А тут, видите ли, вполне сатанинские и уж точно антихристианские огненные пентаграммы, требующие совершенно языческого им поклонения — в прямом смысле поклонения огню!
Кроме того, становится непонятно, почему именно той памяти нужно поклоняться. За прошедшие десятилетия, почти уже век, в стране произошло столько такого, чему давно пора ставить свои памятники и возжигать свои памятные знаки. Сама история заслоняет смысл Вечных Огней, мода на которые пошла во второй половине прошлого столетия. Тем более, что все равно ведь это ложь — никие они не вечные, ни в каком смысле. Были лишние деньги, труба подведена — вот и горел.
Деньги перестали быть лишними. Да, и газ сегодня стараются качать на продажу бывшим врагам. Выгода — вот что вечно.
Андрей Юрич