С 13 по 15апреля в Кемеровском государственном университете, в помещении легендарного театра «Встреча» состоялся независимый фестиваль современного искусства «Тезисы-2012». Фестиваль проводился в третий раз и, если первые два объединяли сибирских участников, то на этот раз, кроме представителей Кемерово, Новосибирска, Томска, Юрги и Топок гостями стали перформеры из Москвы и Санкт-Петербурга.
Организаторы всячески подчеркивают, что их «Тезисы», в первую очередь, в пользу некоммерческого, авангардного и, даже, академического искусства. Музыканты, режиссеры, танцоры и художники разностилевой направленности призваны заполнить медийный вакуум, в условиях которого, в той или иной степени всегда пребывал экспериментальный art. Причем, как в Сибири, в частности, так и в России вообще.
Ситуация знакомая и, в некотором смысле, «вечная».
КемГУ, кстати, сохраняет завидную преемственность в деле поддержки такого рода мероприятий.
В конце 1990-х — начале 2000-х мы в компании единомышленников организовывали здесь же серию из Международных культурологических симпозиумов, имевших схожие цели, идентичный бэкграунд и, питавшиеся как и «Тезисы»верой в то, что современное некоммерческое искусство нужно не только тем, кто им непосредственно занимается.
По словам главного идеолога прошедшего мероприятия, проявившего здоровый авторитаризм при формировании состава участников и выборе концепции, Александра Маркварта: «несмотря на жесткую авангардную направленность фестиваля, у нас есть люди, кому это интересно и важно». Отмечая качественно новый виток, line-up мирового уровня и наличие требовавшейся атмосферы, Александр, по-настоящему гордится подготовленностью, пусть и немногочисленного, местного зрителя.
Что касается роста массовости вокруг обычно локального процесса воспитания определенной аудитории, то этот аспект всегда был спорным. Авангард в чистом виде, по определению, не может быть интересен большому количеству в основном неподготовленных слушателей и зрителей.
Но ведь тем ценнее усилия тех, кто не жалеет усилий для заведомо некоммерческих проектов.
Вопрос Маркварту — «Зачем ты это делаешь?» ожидаемо совпал с собственным ответом 10-летней давности: «Кто-то должен это делать. Очень круто создавать некую общность, главное тут обмен искусством и взаимодействие, а это у меня, по-моему, получается». Получается. Я там был, всё видел.
Максим Кусто