Приближающийся светлый праздник Пасхи не только наполнит души православных христиан ликованием, а улицы городов и весей — толпами разговевшихся и примкнувших к ним. В этот день, как заведено испокон веков на Руси, воздух будет пронизан гудением пасхального «красного» колокольного звона: «Днесь неба ликует и земля радуется!».
Колокольный звон, как известно, подразделяется на три основных вида. Размеренные удары в большой колокол называют Благовест. Он сообщает верующим о богослужении и, как раз-таки, звон этого вида будет раздаваться в небе 15 апреля. Также существуют ещё Перезвон и, собственно, Звон.
Первое летописное упоминание колоколов на Руси относится к 988 году, то есть коррелирует с истоками христианства. Причем, пришли они к нам не из Византии, а с запада.
Именно русский звон всегда привлекал внимание своей стройностью, мощью и благолепием.
Даже если голоса колоколов расходятся по нотам, в едином порыве они гармонично дополняют или, как говорят, «воспитывают» друг друга.
Характерно, что в праздник Пасхи к звонарям могут присоединиться все желающие. Любой прихожанин может подняться на колокольню или звонницу, чтобы ощутить свою непосредственную причастность к всеобщему духоподъемному настроению. И кто знает, не возникнет ли — особенно у восторженных ребятишек — желание заниматься этим не раз в год, а сделать это делом всей жизни.
Возможность для этого появилась на днях в Кемерово. Здесь, на территории Знаменского кафедрального собора, открылись курсы церковных звонарей. Обучение проводят выпускники столичных школ Виталий Выдриганов и Георгий Демченко, а проходит оно на звоннице с шестью колоколами всех необходимых тональностей. Для жителей столицы Кузбасса срок обучения два месяца, дли иногородних — две недели.
На мой взгляд, быть звонарём занятие сколь богоугодное, столь же и романтичное. Освоить технику владения голосами колоколов, управлять ими и возвещать сотням прихожан о тех или иных событиях — разве нет в этом особенной, приподнимающей над землей одухотворенности?
У всех нас среди друзей и знакомых есть гитаристы и клавишники, реже баянисты, флейтисты и скрипачи. Совсем редки арфисты.
А много ли к вам на огонёк заходит звонарей?
Для этих умельцев небо априори ближе. Настоящие, прирожденные мастера, играющие сердцем, издревле считались, с позволения сказать, «надмузыкантами». Им подвластны воздушные струны, на равнодушных мирян они могут не обращать внимания со своей действительно высокой колокольни. Да и бесы их, как никого, сторонятся.
Максим Кусто