Новосибирская премьера фильма «Сатисфакция», съемки которого проходили в Иркутске и поселке Листвянка, состоялась в кинотеатре «КиноСити». Картину лично представил зрителям писатель и актер Евгений Гришковец — сопродюсер, соавтор сценария и исполнитель главной роли. После сеанса он рассказал Тайге.инфо, чем его родная Сибирь отличается от Калининграда, Екатеринбурга, Краснодара и Москвы.
Когда в 2006 году Евгений Гришковец был на гастролях в Иркутске, с ним познакомились местные режиссеры и заявили, что очень хотят экранизировать его совместный с группой «Бигуди» хит «Настроение улучшилось-2». Короткометражка увидела свет через два года и понравилась всем причастным настолько, что ими было принято решение продолжить приятное сотрудничество. Так и появилась «Сатисфакция» — дебютный художественный фильм как для режиссера и сценариста, 27-летней студентки ВГИКа Анны Матисон, так и для самого Гришковца, который ранее в кино никогда не появлялся в главной роли.
В сильно упрощенном пересказе сюжет «Сатисфакции» можно свести к простой формуле «Двое мужчин не поделили женщину». Главный герой, владелец строительной компании Александр Верхозин, известный и влиятельный в Иркутске человек, узнает, что четвертая по счету жена изменяет ему с его помощником по бизнесу. Шеф вызывает подчиненного на дуэль, выбрав в качестве оружия алкоголь. Они должны провести ночь в закрытом на спецобслуживание ресторане за распитием крепких алкогольных напитков и мужскими разговорами. Кто первым не сможет больше пить или начнет лезть в драку — проиграл дуэль. Победитель получит и женщину, и миллион долларов.
Фильм снимали летом 2009 года, премьера состоялась на прошлогоднем «Кинотавре», и сейчас он, наконец, добрался до кинотеатров. Бюджет «Сатисфакции» — около миллиона долларов. «Я посчитал и теперь, когда спрашивают, говорю, что бюджет нашего фильма составляет 19 секунд от бюджета фильма „Аватар“», — рассказал Евгений Гришковец на встрече с новосибирскими зрителями. Нужно добавить, что он, как и почти все участники съемочной группы, работал без гонорара.
Напомним, Гришковец родился и прожил первые 30 лет своей жизни в Кемерове. С 1998 года он с семьей живет в Калининграде, но ему по-прежнему сложно называть этот город родным: «Понимаете, я уже 13-й год там живу. Но вот сейчас там дождь и плюс три, а для меня это — чудо. Что круглый год там зеленая трава, а осенью яблоки падают за окном, — тоже чудо, я не могу к этому привыкнуть. И я гораздо больше удовольствия получаю от жизни в Калининграде, чем калининградцы, которые там родились».
Герои его книг, пьес, сценариев и песен, так или иначе, все оказываются сибиряками, даже если сам Гришковец это специально не планирует: «Когда я описывал в романе „Асфальт“ город Архангельск, который, в общем, знаю, я точно описывал город Кемерово. Даже маршрут, который проходит герой, тоже кемеровский — это как от моего дома до школы дойти. И критики меня, кстати, подловили с этим романом „Асфальт“: там герой много раз говорит слово „маленько“, и мне объяснили, что архангелогородец так никогда бы не сказал, оказывается, это такое чисто сибирское словечко».
«Сатисфакция» — тоже сибирская, провинциальная история, которая никогда не могла бы произойти в Москве. «Да, это история большого города, но в России ведь, кроме Москвы, все провинция. И сила переживаний, и острота ощущений в наших городах — в Иркутске, Новосибирске, Томске — пока не притупилась, и попытки каких-то, пусть даже нелепых, но благородных поступков еще остались, чего в Москве уже практически нет. Ну и потом, ясно, что не сибиряки столько никогда не выпьют», — заметил Евгений Гришковец.
Он признался, что на стадии монтажа пришлось вырезать почти час отснятого материала: фильм не получался, пришлось бы делать сериал. В результате исчез целый персонаж — сыгранный грузинским актером Гиоргием Накашидзе друг Верхозина. Ни одна из сцен с ним, которые снимались, кстати, в загородном доме мэра Иркутска Виктора Кондрашова, в картину в итоге не вошла.
Жителям Иркутска съемки «Сатисфакции» запомнились надолго: на два дня, ради эпизода с собакой, одного из ключевых для понимания зрителем характера героя, была перекрыта улица Байкальская. Большинство же сцен снимались в ресторане конференц-отеля «Маяк», расположенного в поселке Листвянка на берегу Байкала. Кроме того, если говорить о Сибири в фильме, в кадр частенько попадают бутылки одноименной озеру водки, но так, что язык не поворачивается называть это продакт-плейсментом.
Фильм вообще преподносит немало сюрпризов, которых от камерной и незамысловатой, в общем-то, истории не ждешь. Например, узнав, что сейчас два мужика на экране будут долго разговаривать за жизнь, а одного из них играет Евгений Гришковец, зрители вправе ожидать что-то вроде его очередного моноспектакля. Однако уже рюмке на пятой-шестой становится понятно, что второй герой (актер Денис Бургазлиев известен широкой публике прежде всего по сериалу «Час Волкова») не собирается уступать первому в красноречии, а ближе к утру и вовсе заставит его копаться в самом себе круче любого психоаналитика. И поступок, который совершит Верхозин в финале, тоже не назовешь предсказуемым. Хотя на протяжении всего фильма мы и видим, как меняется именно он. Персонаж Бургазлиева, выступая не столько антагонистом, сколько катализатором, сам остается более-менее тем же самым, что и в первых сценах. Разве что напился до безобразия, но оно того стоило.
Едва ли не самый важный момент — главному герою «Сатисфакции» 45 лет. Бизнесмен Верхозин — ровесник миллиардера Прохорова, полпреда Хлопонина, министра Щеголева и президента Медведева, да и, в общем, человек одного поколения с самим Гришковцом, которому сейчас 43. Его сверстники, «обладающие большими капиталами и серьезной властью люди», фактически управляют сегодня страной, и Гришковец, играя его, конечно, не может это не учитывать.
«Это мое поколение довело страну до того состояния, в котором мы сейчас живем, и я ненавижу мое поколение за это, — признался он зрителям. — И надо понимать, что мое поколение не могло быть изначально богатыми людьми. Это те же люди, которые со мной ходили в один детский садик, в одну школу, учились в тех же университетах, служили в той же самой армию. А потом с ними что-то случилось, и вот то, что с ними случилось, мне не нравится. Зарабатывая свои деньги в девяностые годы, они упустили огромное количество знаний, умений и навыков. В частности — уметь любить, уметь воспитывать детей, уметь дружить. Очень многое все эти люди упустили, и сейчас они страшно одиноки».
Гришковец добавил, что хочет, чтобы зрители не смотрели «Сатисфакцию» дома, а по возможности обязательно сходили в кинотеатр. В том числе — потому, что в кинозале вместе с каждым из них будут сидеть их ровесники, их сверстники, рядом с которыми фильм может показаться чуть более понятным.