Фото © tainy.net

Давным-давно в Советском Союзе обсуждалась проблема обмеления Каспийского моря. Думали, как с этим бороться. Предлагали подключить реки, которые текут на север. А пока закрыли плотиной залив Кара-Бугаз — он, дескать много воды испаряет.

Пока обсуждали и плотину строили, уровень Каспийского моря вдруг начал повышаться — и плотину в залив пришлось взорвать. Но это не ввело в ступор мелиораторов. Придумали поворот реки Оби на юг, в засушливые районы Казахстана и Узбекистана.

Кстати, начало мелеть и исчезать Аральское море — разбираемые на орошение реки Сыр-Дарья и Аму-Дарья перестали до него доходить.

Опять забота. И тут же решение.

Поворот, однако, был дискредитирован сначала в академической среде, а потом уничтожен в общественной. В 1980-е годы открылась «гласность», а она тогда была поистине абсолютным оружием. Проект закрыли. Казалось бы, окончательно.

Но в «нулевые» он возник снова. Как коммерческий. Во главу такового стал бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Он обосновал переброску стока сибирских рек (это так называется, а на самом деле речь идёт исключительно про Обь) тем, что пресная вода становится в мире стратегическим сырьевым ресурсом. И если продавать обскую воду, скажем, по 30 центов за литр — это же громадные деньги!

Лужковская инициатива срезонировала с периодом строительства воздушных, простите, водных замков в Средней Азии. Например, там всерьёз обсуждался проект восстановления Амударьи через канал из Пакистана через территорию Афганистана.

Другой грандиозный водный путь предполагал соединение (откройте-ка в соседнем окне географическую карту для наглядности) Персидского залива с Каспием. Далее канал предполагался провести высохшим и вновь обводнённым руслом Узбоя, когда-то давным-давно соединявшего Арал с Каспийским морем.

А где воду для канала взять?

Вы угадали: конечно, в Оби. И смотрите: этими великолепными водными путями оказываются соединены Северный Ледовитый океан (Карское море) и Индийский океан. А если прокопать для обской воды канал из Каспия в Азовское море по Кумо-Манычской впадине, то всё вообще оказывается в шоколаде. Плыви, лодочка, плыви — сел в неё в Ханты-Мансийске и через некоторый отрезок времени помыл сапоги в Чёрном море. Ну, или Персидском заливе, кому что нравится.

Должно всё же заметить, что это не российские проекты, а все — среднеазиатские, там в «нулевые» наступила пора «Больших Строительных Программ».

Но есть и отечественные. На грани фантастики и даже за гранью. Рассчитанные далеко в глубину предстоящего времени. Минимум на 100-200-300 лет. Это чтобы люди могли приспособиться к изменениям и спасти свои мелкие и никчёмные (если соотнести с грандиозностью проекта) жизни.

Ну, и вообще: автора уже нет, а дело его живёт и здравствует.

Например, проект предотвращения опреснения Северного Ледовитого океана. Ведь он почему ледовитый? Потому что менее засолён, чем остальные. И значит холодный. А опресняет его известно кто — всё та же Обь, забодай её баран. Ну, ещё Енисей.

Гениальность решения состоит в том, чтобы не пустить Обь с Енисеем на север. Остановить их плотинами стометровой высоты и создать Западно-Сибирское море. И заодно будут решены все проблемы: аральские, каспийские и евроазиатские. Не сразу, а в течение 100-200-300 лет, чтобы народонаселение смогло убраться в горы.

Ну, у нас-то в Кемерове и так горы, нам-то что воды бояться. Не знаю, как вас, а меня греет идея Кемеровского морского порта. Вот просыпаюсь тёплым приморским утром от пароходного гудка — это океанский сухогруз ошвартовался в устье Искитимки, привёз посылку для вашего мальчика — а в ней бананы с ананасами.

Василий Попок

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций