Два новых моста через Обь спроектированы и нетерпеливо ждут финансирования. Это очередной автомобильный мост в Новосибирске и переход через Обскую губу на Полярном круге, в районе Салехарда.
Новосибирск начинает свою биографию от первого в своей истории (а также в истории реки Оби) моста. Место для него было выбрано инженером и писателем Гариным-Михайловским, который, будучи человеком чести и патриотом, не польстился взятку колыванских и барнаульских купцов и промышленников, мечтавших, чтобы Транссиб завернул в их экономическую территорию.
Проигнорировал Николай Георгиевич и гордых томичей, считавших как бы само собой разумеющимся, что Транссиб пройдет через Сибирские Афины.
Оба значимых сибирских города, говоря непринуждённым языком интернета, «обломались», Гарин-Михайловский оказался рачительным хозяином — сэкономил для империи большие деньги и между делом родил новый город, ставший в силу раздольных транспортных и иных связей столицей Сибири.
Тот мост, естественно, был только железнодорожным — про автомобили в Сибири ещё не слыхали, Девятнадцатый век стоял на дворе, и гужевой тогдашний транспорт обходился паромом или ледовой переправой. Новый же мост обещается быть исключительно автомобильным.
Конечно, если найдутся деньги на его строительство, а это десятки миллиардов рублей.
Мэр Новосибирска Владимир Городецкий, впрочем, рассчитывает на федеральный грант, который будет формироваться, между прочим, из сборов с бузящих (конечно, когда они проникнутся важностью момента и успокоятся) дальнобойщиков по программе «Платон». Но грант надо ещё выиграть, а дальнобоев утихомирить.
Мост на Севере должен соединить два небольших города — Салехард и Лабытнанги — и с ними два мощно развивающихся региона — уральский и северо-сибирский. Проект довольно старый, о его близкой реализации начали говорить ещё в «нулевые» годы.
Сложность в том, что при Салехарде в Обь впадает большая река Полуй, и они вместе образуют морской залив — Обскую губу.
Ширина губы в самом узком её месте — тридцать километров.
На недавней пресс-конференции президент Путин признал важность мостового перехода через Обь в Ямальской газо-нефтеносной провинции, а в перспективе развития в тамошних местах крупного портового хозяйства, сказав, однако, что, мол, неплохо было бы подключить к этой заботе иностранных инвесторов. То есть фактически вежливо сказал: не торопитесь, ребятки, потерпите до лучших времён.
Комментаторы-северяне повесили носы и чуть не в голос назвали причиной очередной задержки Крымский мост, тот самый, из Тамани в Керчь, уже сваи под него забивают.
Слыша всё это, вежливо ухмыляются жители Сургута, живущие близ грандиозного вантового моста, соединившего несколько автомобильных маршрутов в широтном и меридиональном направлениях. В былые времена богатые тутошние нефтяники покупали на «материке» (так северяне зовут обжитые российские места) машины, везли их пароходами домой, в Сургут, Нижневартовск или Стрежевой, чтобы, как придёт отпуск, вывезти обратно и попутешествовать всласть по нашим русским дорогам — которые все клянут, но автомобили, чтоб по ним ездить, всё равно покупают.
Мост назван Югорским, и в его честь в Сургуте имеется музей.
Там про историю строительства, про строителей и проектировщиков — вот какое почтение к переправам в водообильной Сибири.
Ко всему этому можно лишь добавить, что на очереди жители Кузбасса, которых донимают дальнобойные фуры, газящие по автомобильному транссибирскому шоссе прямо по городам. Ночью их поток напоминает огненную лаву. Но, к примеру, кемеровчане могут только мечтать про объездную автомагистраль с новым мостом через Томь.
Вот успокоятся дальнобои, вот построят Крымский мост, а следом — Полярный в Салехарде, а с ним очередной в Новосибирске и, может быть, дойдёт очередь до Кемерова, Юрги и Новокузнецка…
Семён Кайгородов Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций