«Лента региональных новостей» решила проанализировать, как в условиях нынешнего финансового дефицита развивается взаимодействие региональной политической элиты и федерального центра в части финансирования приоритетных направлений политики субъектов РФ.
Наши эксперты разделили всех глав регионов Сибирского федерального округа на три группы.
Высокая интенсивность
Первую группу возглавляет врио губернатора Кемеровской области Аман Тулеев. Стоит отметить, что взаимодействие главы Кузбасса и федерального центра носит системный и интенсивный характер на протяжении всего периода работы Тулеева на своем посту. Именно благодаря такому взаимодействию в первом полугодии 2015 года регион на условиях софинансирования получил из федерального бюджета средства на уход от монозависимости двух городов: Юрги и Анжеро-Судженска. Кроме того, в Кузбассе продолжается строительство первой в Сибири автомагистрали, и уже достигнута договоренность о софинансировании строительства очередного участка стоимостью 6 млрд рублей из федерального бюджета.
Довольно интенсивную работу в первом полугодии показал и еще один врио губернатора — Виктор Назаров, вышедший в борьбу за губернаторское кресло в Омской области этой осенью. Его взаимодействие с федеральным центром характеризуется развитием целого ряда производств. В первом полугодии благодаря интенсивной работе в России громко заговорили о ракете «Ангара» и местном заводе «Полет», который получит миллиарды рублей инвестиций в рамках «дорожной карты» на ближайшую пятилетку, чтобы стать передовым в стране. В связи с этим эксперты впервые заговорили об импортозамещении в космической отрасли.
Иркутский глава Сергей Ерощенко в этом году интенсивно продвигает машиностроительный кластер, и уже есть первые результаты: на МАКС-2015 было подписано соглашение о сотрудничестве о комплексном управлении кластером, согласно которому ключевым звеном кластера станет «Корпорация «Иркут» — головной производитель инновационного продукта — среднемагистрального авиалайнера МС-21.
По данным властей Приангарья, семейство ближне- и среднемагистральных авиалайнеров МС-21 должно прийти на смену парка Ту-154, Ту-154БМ и их западных аналогов.
Отметим, что Ерощенко также является врио губернатора. Таким образом, можно предположить, что яркие успехи производств и крупных инвестпроектов в регионах являются или, вернее, очень похожи на заранее подготовленную пиар-кампанию накануне предстоящих губернаторских выборах, которые пройдут в трех сибирских регионах — Кемеровской, Омской и Иркутской областях.
Исключением стал глава Хакасии Виктор Зимин. В последние полгода наблюдается активизация его взаимодействие с Москвой в рамках работы по восстановлению сгоревших от апрельских пожаров населенных пунктов. Напомним, что весной природный пожар уничтожил тысячи домовладений, нанеся многомиллиардный ущерб.
Восстановление, разумеется, происходит под чутким контролем Москвы. Президент Владимир Путин лично посетил республику после произошедшего.
Средняя интенсивность
Далее в нашем рейтинге располагаются губернаторы Новосибирской области Владимир Городецкий, вошедший в состав Госсовета при президенте РФ, глава Алтайского края Александр Карлин (сотрудничество в области развития туристического потенциала региона) и глава Красноярского края Виктор Толоконский (подготовка к зимней Универсиаде 2019 года).
Низкая интенсивность
Группа глав регионов СФО с низкой степенью интенсивности взаимодействия с федеральным центром включает в себя главу Тувы Шолбана Кара-оола, который успешно лоббирует интересы «Тувинских авиалиний» и поддерживает местных сельхозтоваропроизводителей за счет договоренностей с Минсельхозом РФ.
Также сюда попали глава Забайкальского края Константин Ильковский (угроза срыва финансирования из федерального бюджета в случае невыполнения требований федерального центра в области реформы здравоохранения), руководитель Бурятии Вячеслав Наговицын (получение федеральных средств на тушение лесных пожаров и лоббирование интересов республики в области реконструкции региональных дорог) и глава республики Алтай Александр Бердников.