Фото © frant.me

Пару недель назад в Кузбассе обнаружили очередных «черных копателей». Тем, кто не в теме, поясню: так здесь называют не любителей расхищать древние курганы, а людей, занимающихся незаконной добычей угля.

Кузнецкий бассейн — один из самых угленосных на всей планете. Уголь тут начал образовываться больше 300 миллионов лет назад, когда его еще нигде в мире не было. И за минувшие эпохи его накопилось столько, что по области много мест, где, как выразился недавно губернатор Аман Тулеев, «копни две лопаты, и вот уже пласт». Соблазн легких денег большой: люди пригоняют на такие места один-два экскаватора и копают. Варварски уничтожая природу, уничтожая возможность цивилизованной добычи черного золота из этого пласта в дальнейшем.

Однако недавно обнаруженные «черные копатели» были не из таких. Разрез «Глушинский» (принадлежит ООО «Ровер») просто вышел за отведенную ему по лицензии территорию, расчистил гектары тайги и обнажил пласт угля, который для добычи никем не предназначался. Только сиюминутный ущерб из-за вырубки леса составил 10 миллинов рублей.

Как будет действовать произведенный масштабный раскоп на окружающую тайгу — объяснять не надо: с этого места на километры вокруг лес будет умирать.

Да, разрез остановили (пока на 90 суток), наверняка будет суд и какое-то наказание для его руководства и начальников из самого ООО «Ровер». Но проблему это не решит. Частный капитал слишком соблазнен возможностями легкой наживы на доступном кузбасском угле.

Сейчас под угрозой отзыва лицензии в Кемеровской области находятся 13 угольных компаний. Соответствующие письма губернатор Кузбасса направил недавно в Минприроды, указав причины: что собственники вели добычу угля с грубыми нарушениями экологических и проектных требований, не обращая внимания на технику безопасности. Главным для них, как и многих других, была гонка за объемом извлеченного ископаемого топлива.

Между тем, экологи уже давно, с фактами в руках, заявляют, что в Кузбассе добывается слишком много угля.

Впервые разговоры об этом пошли, когда годовой показатель дообычи в области достиг 150 миллионов тонн, в 2004 году. Между тем, показатель прошлого года — 211 миллионов тонн. По мнению губернатора Тулеева, это запредельная цифра.

− Двести добываем и хватит! — заявил на днях глава региона в своем очередном выступлении. — Это предел. И основное условие: закапывай то, что ты нарыл. Сверху — плодородный слой земли и облепиху, хотя бы. Главное — привести Кузбасс в порядок. Но никто с этим не согласен: всем нужны бабки! А нам надо остановиться...

Судя по опыту предыдущих лет, взывания к совести собственников угольных компаний и норме закона — не приводят ровно ни к чему. Рекультивация нарушенных земель остает от темпов расширения угольных разрезов на десятилетия. Плюс к этому «черная добыча» — когда уже не только всякие проходимцы с парой подержанных экскаваторов, но и мощные добывающие предприятия не стесняются копать землю где им вздумается без всяких лицензий и разрешений. Если тенденцию не преломить — подрастающему поколению кузбассовцев достанутся только «лунные пейзажи» вместо родной земли.

К сожалению для нарушителей, ломать придется о колено.

Те 13 угольных компаний, что сейчас пытаются сохранить лицензию (большинству, уже ясно, что не удастся) — это первые ласточки нового порядка вещей в регионе. Власти не намерены больше терпеть наплевательское отношение к себе, к области и к жителям Кузбасса. Время уговоров прошло.

Конечно, хочется надеяться, что увидев пример «печальных тринадцати» собственники и директора всех прочих угольных разрезов сразу возьмутся за ум и пробудят свою совесть от летаргического сна. Ну, а если нет — то вряд ли в Кемеровской области найдутся люди, которые заступятся за угольных магнатов, когда тех лишат лицензии на добычу и погонят из региона. Скорее, будут аплодировать.

Виталий Славников

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций