На совещании в санатории «Бирюзовая Катунь», где обсуждались проблемы развития туризма на Алтае, помощник президента Игорь Левитин заявил о реконструкции Чуйского тракта как о решённом деле.
Собственно, тракт уже реконструируется и расширяется, но пока не весь. Большой тракт начинается в Новосибирске (это федеральное шоссе М-52, которое проходит через Новосибирскую область, Алтайский край, республику Алтай) и кончается на границе с Монголией в местечке Ташанта. До Бийска дорога более-менее в хорошем состоянии. И даже от Бийска до границы с Республикой Алтай вполне приемлемая, а дальше не очень и так до самого Горно-Алтайска.
Несколько лет назад в Горно-Алтайске капитально реконструировали аэропорт и дорогу к нему до соединения с Чуйским трактом. Вот от этого соединения на север, в сторону Бийска, и предполагается провести современный автобан.
Когда решится этот вопрос, и появится объездная дорога вокруг Бийска (деньги на это есть, говорят авторитетные люди), отдыхающему народу будет легче лёгкого добраться из Новосибирска, Барнаула, Бийска и, конечно, Горно-Алтайска на курортный комплекс в знаменитой Белокурихе.
Однако Белокуриха — лишь часть Алтая, а весь Горный Алтай, от Бийска до Ташанты, — большой рекреационный район. Автомобильные туристы нынче проникают в самые укромные уголки республики. Чуйский тракт от Маймы (городок-спутник Горно-Алтайска) и Манжерока до Чемала застроен почти сплошь кемпингами, гостиницами, базами отдыха, сувенирными базарами.
Дорога тут асфальтированная, но это две полосы, и в часы пик ехать по ней трудно: не дай бог попадёт в трафик приблудный тракторишко с телегой, будете плестись с его скоростью.
С весны Чуйский тракт заполняется машинами на всём его протяжении. На каждом мысу «серебристого Чуя» стоят палатки и дымят костры, то приехали испытать себя туристы-водники, туристы-горники, туристы-пешеходы, туристы-велосиипедисты. И автомобилисты, конечно.
Самые рисковые автомобилисты стремятся в неблагоустроенные стороны от тракта. Сегодня многие ездят в дальнюю Уймонскую долину, к Белухе, на юг Телецкого озера, преодолевая перевал Кату-Ярык, на безлюдное плато Укок, это экстрим даже для опытных джиперов, и ведь не только — вдоль монгольской границы проникают бездорожьем в Туву, что сравнимо с приключениями внедорожников в соревнованиях «Кэмел-Трофи».
Это к тому, что всех дорог на Алтайских горах не улучшить и не построить даже силами нескольких поколений.
Но «курочка по зёрнышку клюёт». Авось нынче ещё частица большого, почти тысячекилометрового тракта станет комфортной для автопутешественника. Алтай — велик и красив, там полно таких красот, которые могут удивить на всю оставшуюся жизнь.
Семён Кайгородов Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций