Интереснейший текст опубликовала ГАЗЕТА.РУ http://www.gazeta.ru/column/oss/3624209.shtml Автор – московская журналистка, пришедшая в профессию в 1990-е годы. Уже не назовёшь молодой. Но и дама ещё далеко не старая. Она разочаровалась в профессии. Работа, которая была в моде в начале 1990-х, стала непрестижной и малооплачиваемой в «нулевые». Журналистика стала сферой «информационных услуг». Авторессу сие неприятно поразило, когда её не пустили во время приёма в итальянском посольстве за стол, а она рассчитывала хотя бы на бутерброд. Девушка рассердилась и сделала вывод о девальвации журналистики. Возможно, вывод сделан всердцах и на обиженный желудок. Но в принципе она права. Только прежде профессии девальвировалось свободное слово – эксклюзивное оружие журналиста. Оно настолько освободилось, что сама свобода слова обесценилась. Смелость высказывания перестала удивлять.

Вслед за словом обесценилась отвага в выборе тем. Никого ничем не поразишь в самое сердце. Никаким ужасом. Недавно один кемеровский блогер (он, однако, предпочитает, чтоб его называли журналистом) вынес в интернет коллекцию садистских сюжетов – отрезанные «мужские достоинства» и головы, короче говоря, кунсткамера крови и дерьма.

Оставлю за скобками блогерское мыслесодержание, подвигнувшее его собрать такую коллекцию, обращу внимание лишь на то, что все грязно-кровавые сюжеты списаны с информационных лент.

Прибегну к палочке-выручалочке ушедших журналистских времён – роману Ильфа и Петрова. Эпизодами из «Золотого телёнка» иллюстрировалось всё что угодно – от фельетонов до политических статей.

Так вот в «Золотом телёнке» запечатлена первая встреча великого комбинатора и подпольного миллионера. Эпохальная встреча, заключающая в себе основу всего сюжета. Улыбки героев авторы сравнили с виртуозной скрипичной пьесой, которую надо играть «очень быстро», но через несколько тактов «быстрее», далее «как только можно быстро», но через перевёрнутую страничку нотной тетради – «ещё быстрее».

«Ещё быстрее» уже невозможное дело. Поэтому традиционные СМИ скатываются либо в развлекуху (посмотрите на обилие иллюстрированных журналов в киосках и юмористических передач на ТВ), либо в имиджевую рекламу.

Такая реклама не обязательно политический пиар. Вот какому-нибудь уездному «олигарху» средней руки захотелось почитать о себе. Следует заказ. За ним исполнение и долгожданная публикация.

Возможно издание книг. Семейные квазихроники, изобличающие незаурядность рода-племени, давшего человечеству «дорогого Иван Иваныча», пекутся сегодня, как пирожки-подорожники. А поделки более высокого уровня – целые отраслевые или районные энциклопедии, главное содержание которых – номенклатурные биографии.

Кто б только всё это читал…

Бывшие журналисты перемещаются либо в пресс-службы олигархических структур, озабоченных организацией «правильных» представлений о своей деятельности. Либо в пиар-агентства, столь же организованно создающие благоприятное восприятие того или иного объекта (субъекта), заказавшего им работу.

Журналистика ещё жива как человеческая потребность высказаться. Некогда аплодировали газетчику или телевизионщику, оформившему вербально то, что вертелось на кончике языка у косноязыкого обывателя. И вот возможность сказать о наболевшем стала демократичной, переместившись из типовой газетной рубрики «Письма читателей» в интернет.

Изобилие всяческих читательских форумов – ими обзавелись все сайты, а их сегодня тысячи. Здесь начинается та же история: быстрее, ещё быстрее, так быстро, насколько позволяют технические возможности.

Тоже девальвация, пусть и на новом техническом витке, потому что мало кто читает обывательские излияния.

Интернет, однако, утилизуя в себе с одинаковым равнодушием и навоз, и жемчужные перлы, открывает массу возможностей для возрождения традиционных СМИ. Не столь давно пронеслась весть, тут же переставшая быть сенсацией: британская газета ГАРДИАН, один из самых уважаемых брендов журналистики, отказалась от бумажной версии и целиком переместилась в интернет.

По-видимому эта участь ждёт многих. Может быть, всех.

Нынешние интернет-издания привлекают читателя максимальной приближенностью к нему. Текстовая информационная версия иллюстрируется видеовставкой. Возможность комментирования и споров между комментаторами ограничивается только приличиями высказываний. (Впрочем иногда они и без приличий обходятся, так и кроют «по матушке» оппонентов). Передача прямого эфира может комментироваться непосредственно по следам высказываний. Ведущие активно провоцируют такое участие. В нынешнею эпоху завоёвывающего новые и новые пространства мобильного интернета плюс ай-поды, айфоны, нетбуки и – что там я не назвал? – именно такая журналистика становится востребованной: сидя на рулём авто, невозможно читать газету, но вполне возможно, вложив в ухо гарнитуру и поглядывая на экран, участвовать в любых интернет-конференциях.

Так что за беда в том, что девушку не пустили покушать блинов с чёрной икрой? Профессия не тусовка. Она в другом.

В чём?

Во всяком случае не в том, чтобы побухать и пожрать на халяву.

Семён Кайгородов