В Сибирских Афинах начал свою работу дискуссионный клуб музея славянской мифологии. Тема первой встречи — «Секреты Томской земли: подземный город, местная история до 1604 года. Мифы и чистая правда».
Томск из тех сибирских городов, которые обожают романтику. На заре прошлого века у томичей пользовался громадным успехом авантюрный роман «Томские трущобы» пера конторщика Томской железной дороги Валентина Курицына. Роман печатался с продолжением одновременно в нескольких томских газетах и журналах: «Сибирский вестник», «Сибирский наблюдатель», «Сибирские отголоски» и даже вышел отдельным изданием — образованное общество университетского города любило лёгкое чтение в духе «Петербургских трущоб» Всеволода Крестовского, в свою очередь перенёсшего на русскую почву манеру Эжена Сю, автора «черного сериала» под названием «Парижские тайны».
В позапрошлом веке Томск был городом, где многочисленные золотоискатели обогащались золотом Мартайги, а потом спускали добычу в кабаках и борделях тогдашней сибирской столицы. Иногда им помогали избавиться от добытого лихие люди. Старателей опаивали, золото «приватизировали», а полумёртвые тела спускали в подземные клоаки, соединявшиеся с Томью.
Вполне правдоподобные события подобного свойства и стали сюжетным движителем «Томских трущоб».
Время от времени в Томске случаются события, напоминающие о подземельях старого города. Вдруг в каком-нибудь старом дворе образуется провал в некое подземное помещение с перекрытиями из лиственничных брёвен. Или некий очевидец расскажет, что почившая тетушка вспоминала о плане томских подземелий, что грандиознее московского метро.
Да, это так, томским катакомбам, неважно есть они или нет, сопутствует гигантская волна слухов. Стоустая молва приписывает им грандиозные размеры. По площади этот объект якобы далеко выходит за пределы современного Томска, есть ходы и под Томью. В глубину они простираются невообразимо далеко. Вплоть до кузбасской Юрги, под которой (держитесь, юргинцы, крепче за стул) тоже существует обширный подземный город.
Где подземелья, там и клады.
Не важно, что рационалисты полагают подземелья либо обычными канализационными ходами, выводившими стоки в речку Ушайку, змеящуюся по Томску в области его самой старой застройки, либо тайными складами, либо — как дань романтике — «укрывищами» и «убегалищами» от грабителей-налётчиков длиною в несколько десятков метров и выходами в безопасном пределе. Не важно.
В Томске поселён не только «клад Колчака», то есть золотой запас Российской империи, утёкший по историческим данным частью за рубеж, часть захваченный большевиками, частью где-то зарытый около Транссиба, а если около Транссиба, то почему не в Томске? Вполне возможно, что в Томске покоятся сокровища легендарного татарского князя Басандая, ведь рядом с городом есть станция Басандайка — бывшая княжеская резиденция. И не исключено, что сюда вывез свои накопления сам Александр Македонский — по пути, прямому или обратному, в Индию. Имеется и такое предположение. А может, это клады легендарной народности — гиперборейцев, которые покинули сибирскую прародину и откочевали в тёплые европейские кущи.
Главное — искать, то есть рыть.
Глубже всех роет (конечно, в метафорическом смысле этого слова) деятельный исторический писатель Николай Новгородов. Он написал десятки статей и уже пять книг о так называемой «Сибирской Руси» и открыл в университетской научной библиотеке некий труд на древнерусском языке XIV века «О человецех незнаемых на Восточной стране и языцех розных» с подробностями о существовании большого сибирского города, продублированного под землёй, а построили его гиберборейцы. Те самые.
Нельзя быть абсолютно уверенным, что теории Николая Новгородова принимаются всерьёз осторожными учёными традиционной исторической школы, но в паранаучных сообществах его писания имеют шумный успех.
Можно предположить, что дискуссионный клуб, направляемый и курируемым историческим мифотворцем Новгородовым, будет популярен у романтически настроенных томичей.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций