Кому война, а кому, как известно, мать родна. Тыва никак не может выйти из бензинового кризиса. В столице республики — Кызыле — вновь закрыты десятки заправочных станций. К немногим работающим выстроились километровые очереди из машин. По словам местных жителей, литр 92-го уже стоит от 40 до 70 рублей. Из-за дефицита бензина парализованы городские и коммунальные службы. Проезд в такси подорожал вдвое. В общественном транспорте тарифы пока не меняли, но водители маршруток уже бастовали, требуя повысить плату за проезд. Проблемы с нехваткой топлива начались в Кызыле ещё в конце апреля.

С точки зрения обывателя, любой кризис – это плохо: цены растут, уровень жизни падает, нервы шалят и сердце замирает. Однако, есть люди, которые, как говорят в биржевых кругах, умеют «делать деньги на падающем рынке». Нам, простым интернет-хомячкам, неведомо, что в экономике, как и в физике, получить полезную работу можно от любого движения – вверх ли, вниз. Самое плохое для рынка – застой. А падение может быть очень даже удачным.

Вот давайте подумаем, что сейчас происходит в Тыве. Основными поставщиками бензина в регион являются несколько крупных топливных компаний. Насчет дефицита бензина воют в голос автолюбители, транспортники, социальные службы, владельцы мелких сетей АЗС. Лишь две категории тувинцев сохраняют невозмутимое молчание или отделываются дежурно-деловитыми заявлениями: местные чиновники и представители тех самых топливных компаний.

Начнем с торговцев. Что плохого для них в том, что литр бензина продается по 50-60 рублей и даже дороже? Собственно, это даже хорошо – прибыль, и без того солидная, выросла в два-три раза при прежнем объеме поставок топлива на местный рынок. Более того, даже если объем поставок снизить – транспортные издержки сократятся, а прибыль – нет. Выгодно? Еще как! Еще один побочный, но очень положительный эффект: мелкие частные АЗС уже встали. Еще месяц-другой подержать кризисную ситуацию, и большинство из них разорятся. А это хорошо? Да!

Собственно, кто может помешать такому выгодному развитию кризиса? Разве что местные власти, которые получают зарплату за сохранение социальной и экономической стабильности в регионе. Что делает тувинская власть? Вводит карточки на бензин. То есть, консервирует проблему дефицита топлива. От карточек, ведь, бензина больше не станет. Да, пожарные и милиция смогут получить достаточно топлива по этим картам, но остальным придется раскошелиться. И, опять, смотрите как удобно: власть, вроде, и активные шаги делает – карточки вводит – и в ситуацию, по сути, не вмешивается.

Можно было бы предположить, что это просто проблема такая неподъемная, и региональная власть делает все, что может, и топливные компании рады бы, да не получается… Но ведь в соседних с Тывой регионах все наладилось с бензином. Без карточек и кратного повышения цен, без массовых акций протеста, без прокурорских проверок.

Конечно, можно предположить всероссийский антитувинский сговор. А можно предположить тоже сговор, но, наоборот, внутритувинский. Его участников выдает молчание.

Я не сторонник теории заговора, но никак иначе островок тувинского топливного кризиса посреди спокойного сибирского моря я объяснить не могу.

Андрей Юрич