На выставке представлены, в основном, советские модели, исключая популярный мотоцикл «Ява» чехословацкого производства. Плюс несколько классических советских велосипедов, а заодно самовары, утюги и всякая стародавняя всячина. Выставка пользуется успехом, а сам Астафьев — очень популярный человек в Иркутске, ибо коллекционирует самое обаятельное и популярное средство перемещения в пространстве.
Мотоциклы стали производить в СССР почти одновременно с тракторами.
Это ж Ленин говорил, мол, дайте нам сто тысяч тракторов, и мы перевернём традиционное сельское хозяйство. А помните фильм «Трактористы»? На чём герой Николая Крючкова, бывший танкист, приехал на колхозное поле? Понятное дело, на мотоцикле — мотоциклы в СССР стали делать в 1929 году на Ижевском машиностроительном заводе, почти сразу вслед за тракторами, первый же серийный «фордзон-путиловский» сошёл с конвейера считанными годами раньше — в 1924 году.
И как Советский Союз быстро умножился тракторными заводами, так же он — параллельно — умножился мотоциклетными.
Мотоцикл — вечный предмет мальчишеских восторгов. Встарь простой «козлик», он же «Минск», был предметом мечты. Перед маркой «ИЖ-49» стояли, затаив дыхание. «ИЖ-Планета» был предметом безмерной гордости, а уж яркая «Ява» котировалась, как сейчас среди автомобилистов «мерседес» или «БМВ».
Кстати, трофейные «БМВ» с колясками бегали довольно долго, не уступая отечественным «Уралам», калькой с которых, говорили в народе, и был тот «Урал».
Советское мотоциклетное производство было разнообразным и разноплановым. Мотоциклы и мопеды выпускались почти на всём пространстве СССР: в Прибалтике (мопеды «Рига» и «Дельта»), на Украине (мокик «Карпаты» и мотоцикл «Днепр»), в Приуралье (мотороллеры «Вятка»), в Туле (мотороллеры «Турист» и «Муравей») и прочая, и прочая.
Добавлю, что соревнования мотоциклистов собирали толпы болельщиков. И не только гонки — проводились, например, матчи по «мотоболу»: команды мотоциклистов гоняли по гаревым трекам размером в футбольное поле большой мяч и забивали его в ворота…
Сегодня мотоцикл называется на англо-американский манер «байк», а байкерство — одно из ритуальных увлечений продвинутой молодёжи. Жаль, среди «байков» практически нет отечественных машин…
Выставка в Иркутске напоминает, что мы когда-то были великой «мотоциклетной державой». Возможно, ещё есть надежда вернуть былую славу.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций