Новогодние и рождественские пельмени — это не пища, это ритуальное семейное действо. Их лепят всей семьёй, патриархально: за обсыпанным мукою столом собираются все — от дедушек с бабушками до несмышлёнышей-внучат.
Главное в пельменях, естественно, начинка, фарш. Основные компоненты — свинина и говядина. В охотничьей Сибири обычно к ним добавляется лосятина — это если отец семейства обзавёлся лицензией и добычливо её использовал. В северных районах в почёте оленина. В Сибири южной охотно добавляют в пельменный фарш конское мясо или деликатесную маралятину. Что точно не идёт в пельмени, так это баранина с её специфическим ароматом: она скорей для мантов, среднеазиатского блюда. Ну, и, конечно, козлятина, зайцы с кроликами, а также птица. Хотя некоторые экспериментируют и с такими видами начинки. И даже бывают пельмени с рыбным фаршем.
Но всё же генеральный вкус пельменя — мясной. На том стоим.
Заботливые домохозяйки уже сегодня хлопочут, предвидя рождественский стол с его обязательным атрибутом — пельменями.
Забота нынче несколько нервная — наши «заклятые друзья» хулиганят со всяческими санкциями против России, а российские власти объявляют ответные, так что опасения насчёт мясного изобилия где-то и как-то имеют место быть. Но не подтверждаются, впрочем, рыночным прилавком — там всё как и до санкций. Разве что некоторые хитромудрые торговцы ценник поправят в сторону повышения и наведут на обывателя нечаянную панику.
Но ближе к делу, то есть к сортам мяса, которые помогут нам разнообразить стол.
Неожиданно узнал, что в Астрахани и прилежащей к ней Калмыкии выросло поголовье верблюдов, и тамошний народ уже не знает, куда их девать. Традиционный калмыцкий деликатес — копчёные верблюжьи горбы. А остального верблюда куда?
Астраханцы предложили Россельхознадзору новую продукцию животного происхождения: мол, в народе популярная вещь, и там в принципе одобрили. Конечно, суховата верблюжатина (как, к примеру, лосятина или конина), на любителя — но, возможно, такие любители найдутся и в Сибири. Рекламщики, пропагандируя верблюжатину, утверждают, что сухи только старые, тридцатилетние верблюды, а молоденькие очень даже ничего. Сами астраханцы сей деликатес уже раскушали вполне, даже колбасу из него делают.
На проблемы России откликнулась Индия, предложив буйволятину.
Там это обычный мясопродукт. Если корова в стране священна, то на буйволах и грузы возят, и едят их — не все ж индусы манерничают, вегетарианствуя — дескать, Будда против, хотя он вообще-то и не против. Мясо буйвола — красно-розовое, и хитрые продавцы иногда выдают его за телятину. А самые ушлые — за мраморную говядину или даже пресловутый хамон.
Монголия предложила своё мясо. В советские времена оттуда скот шёл большими стадами по Алтайским горам, попутно кормясь на альпийском разнотравье. К осени стада приходили прямо на Бийский мясокомбинат и становились говяжьей тушёнкой. Помните такую — с бычьей мордой на банке?
В новые времена Монголию поразила эпидемия ящура, и Россельхознадзор забоялся.
Но ясно, что Россия только на время отказалась от хорошего, экологически чистого монгольского мяса — с ящуром покончено, и стада на старте. Но придут, наверное, только к Рождеству 2016 года. Ящур, впрочем, не коснулся конского поголовья — конина стабильно приходит на рынки сопредельной с Монголией Бурятии и идёт там, что называется, влёт.
Китайцы (кстати, пельмени, говорят, от них пошли) вновь настойчиво прут в Россию свою свинину, там это самое популярное мясо, а свиное поголовье — самое крупное в мире.
Короче говоря, зима настала, мясо можно закупать и оно спокойно сохранится на балконе, если все куски не влезут в морозилку. Что мы с женой и делаем.
Свинина и телятина — не проблема. Насчёт лосятины справлюсь у знакомого охотника: если добыл нынче зверя, надеюсь, не откажет в кусманчике. Подвернётся конина, верблюжатина, буйволятина или марала кусок — не откажусь, хоть какого она происхождения — индийского, монгольского, китайского, хотя лучше, конечно, — чтоб русского.
Повторяю: пельмени не просто пища.
Чтобы голод утолить, можно и магазинных поесть. Но домашние — другая, высокая реальность. Домашние пельмени — это ритуал. Их не едят, а, можно сказать, вкушают. Они придают семейному столу особую, праздничную атмосферу.
Пельмени на столе — значит, стол полон. Добавить к ним можно разве что рюмку доброй водки, сделанной из мариинских спиртов. Это, как вишенка на торте или брильянт в императорской короне…
Семён Кайгородов Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций