Знаменитый автор-исполнитель романсов Александр Вертинский, приезжая в конце 1940-х годов в Кузбасс с концертами, отмечал в своем дневнике и письмах тяжелую обстановку с алкоголем. Больше всего певца поразило, что в кузбасских городах винно-водочные магазины буквально забиты хорошим коньяком. Так власти того времени пытались бороться с привычкой местных рабочих пить дешевые алкогольные суррогаты, часто сделанные из технических жидкостей. Смертность от алкогольных отравлений уже тогда в промышленном регионе внушала серьезные опасения…
К сожалению, в наши дни кривая смертности, связанная с употреблением некачественных спиртных напитков в Кемеровской области, после непродолжительного спада снова ползет вверх. В кемеровских СМИ опубликована официальная статистика, из которой следует, что по количеству смертей от алкогольных отравлений Кузбасс входит в тройку лидеров Сибирского федерального округа.
Парадоксально, но при этом местные алкогольные производства, когда-то крупные и процветающие, переживают далеко не лучшие времена. К примеру, буквально на днях остановил свою работу Новокузнецкий ликеро-водочный завод — предприятие с почти полуторавековой историей. Обесточены линии розлива, прерваны технологические циклы, сто с лишним работников отправлены в неоплачиваемые отпуска. Сможет ли известный в регионе производитель восстановить работу, пока не ясно. Похожие трудности происходили и происходят с другими производителями спиртного в Кузбассе…
Одновременно Кемеровская область вовсе не испытывает недостатка в алкогольной продукции.
Ее сюда завозят столько, что порой правоохранительным органам приходится арестовывать и уничтожать тысячи и тысячи литров спиртного, прибывающего в регион без всяких документов или явно сомнительного происхождения. К сожалению, кузбасская полиция не всегда справляется с возложенными на нее обязанностями — и тому есть объективные причины.
Одним из громких скандалов за последнее время стало задержание целого железнодорожного вагона паленого коньяка. По данным СМИ, ввозило его кузбасское торговое предприятие «Штоф», и, судя по всему, этот вагон был далеко не первым на совести этой конторы. А скандальность происходящего заключалась в том, что отчет о задержании вагона не фигурирует в пресс-релизах кузбасского МВД. Возможно потому, что глава совета директоров компании «Штоф» господин Неворотов — член Общественного совета при Главном управлении Министерства внутренних дел России по Кемеровской области.
Точнее являлся таковым. После скандала он исчез из перечня членов Общественного совета на сайте ведомства. Однако судьба злополучного для господина Неворотова вагона коньяка по-прежнему не ясна кузбасской общественности и СМИ. Задержание имело место. А что с партией паленого пойла случилось дальше — никто не знает.
Справедливости ради заметим, что неворотовский «Штоф» — лишь один из основных поставщиков в Кузбасс дешевых алкогольных напитков сомнительного происхождения. История их успеха одинакова: как под копирку. Об Алексее Неворотове пишут, что еще в юности, в лихих 1990-х годах, он прославился тем, что поставлял в сотни торговых точек по всему Кузбассу знаменитый спирт Royal и ему подобные жидкости в пластиковой таре. Фирменным стилем молодого коммерсанта было то, что от сотрудничества с ним местные магазины отказаться не могли. Такое может происходить только в тех случаях, когда у начинающего предпринимателя вдруг появляются серьезные связи в правоохранительных и властных кругах региона. Если добавить к этому помощь или поддержку родственников, занимающих, например, высокие посты в руководстве области, то картина становится вполне объяснимой.
Со временем росли объемы удачного бизнеса. Дешевый спирт из республик Северного Кавказа хлынул в Сибирь уже не в кузовах «газелей», а железнодорожными вагонами, составами, автопоездами.
Региональная власть несколько раз пыталась поставить заслон для бизнес-модели Неворотова и ему подобных. Например, несколько лет назад было создано объединение «Кузбасский алкогольный союз» специально для того, чтобы следить за честной игрой на рынке спиртного в области. Союз гарантировал продажу конечному потребителю только «акцизных» напитков, выпускал собственные знаки качества, боролся с недобросовестными поставщиками и старался поддерживать местных производителей. Время показало, что против ценового демпинга добросовестные производители и торговцы выстоять не могут.
«С одной стороны, на производителей давят высокий акциз и растущий вслед за ним нелегальный рынок, с другой — ретейлеры, которые продолжают требовать большие бонусы за продажу товара», — делится мнением о ситуации в Кузбассе Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА».
Простые кузбассовцы удивляются тому, что в супермаркетах и даже специализированных магазинах стало невозможно купить привычную им продукцию Новокузнецкого или Мариинского ликеро-водочных заводов. Сами руководители производств объясняют это просто: торговые сети требуют очень серьезных взносов за право «зайти» на их полки. Причем взносы эти не разовые. Если хочешь, чтобы продукция была на виду у покупателя, платить придется еще больше. Поэтому прилавки сибирских магазинов забиты дешевой водкой из Северной Осетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии. У ее поставщиков есть деньги на продвижение товара, но на контроль качества и соблюдение закона, конечно, уже не остается.
Ну, а в какой степени контролируется все происходящее на Кавказе — вероятно, объяснять не надо. И у властей сибирских регионов тем более нет возможности повлиять на «кавказских» предпринимателей, вроде Алексея Неворотова.
Кстати, не так давно Алексей Неворотов решил взять очередной бизнес-барьер в своей жизни — баллотировался на пост руководителя того самого «Кузбасского алкогольного союза». Для успеха ему в этот раз не хватило лишь одного голоса. С поражением смирились, судя по всему, не все.
В местной прессе в связи с этим появлялись сообщения об угрозах в адрес нового руководства алкогольного союза. Заявления в полицию пока остаются без ответа. Возможно, конечно, это просто совпадение, но многие уверены, что в серьезном бизнесе случайностей не бывает.
Между тем пока в Кемеровской области гремят бизнес-баталии и останавливаются местные производства, грохочут по рельсам вагоны с псевдоконьяком, народ продолжает пить неизвестно что. Буквально на днях, как пишут местные СМИ, при проверке розничной точки в кузбасском поселке была обнаружена водка с визуальными признаками фальсификации. Директор магазина, в котором правоохранители изъяли контрафактное спиртное, назвал поставщика — им оказался все тот же «Штоф».
«Употребление контрафактного алкоголя — практически игра в русскую рулетку, — дает кузбассовцам печальные советы главный нарколог СФО Андрей Лопатин. — Поэтому, если человек потерял сознание, отчетливо ощущается запах алкоголя, необходимо срочно вызывать бригаду медиков».
А вот кого нужно вызывать, чтобы остановить беспредел на алкогольном рынке Кузбасса, никто пока не знает.
Ольга Костромина, «Российская газета», 16.10.2014
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций