Фото © s56.radikal.ru

Объявлена программа международной научной конференции «Человек в меняющемся мире», которая запланирована Томским госуниверситетом на октябрь.

Особый интерес, предположительно, вызовет работа секции «Сибирская региональная идентичность: история и современность». Этот интерес запрограммирован не только не прекращающейся с XIX века публицистической и академической деятельностью видных сибиряков, но и общественными настроениями в Сибири. Идее суверенного сибирского субэтноса уже как минимум полтораста лет. Наиболее полно и внятно она была сформулирована в монументальном труде «областника» Николая Ядринцева «Сибирь как колония», изданного в 1882 году к 300-летию присоединения наших земель к России.

В постсоветское время интерес к собственной идентичности был реанимирован экономическими претензиями сибиряков к московской метрополии — сибирякам не без оснований кажется, что из Сибири выкачиваются ресурсы, взамен же — ничего, лишь протокол намерений о развитии края.

И всё же до сих пор об отдельном сибирском субэтносе русского народа рассуждали разве что публицисты и общественники. Иногда с оттенком сенсационности и отчасти эпатажа. Например, томский филолог Ярослав Золотарёв реконструировал «сибирский язык», взяв в основу диалект старожилов среднего течения Енисея. Красноярец Дмитрий Верхотуров выступил с рядом вполне фантастических экономических идей. Параллельно продолжается работа журналистов. Например, буквально на днях в Кызыле состоялась презентация цикла фильмов о Сибири авторства Анатолия Омельчука: «Сибирь — сон Бога».

И вот — конференция, на которой будут представлены исследования по изучению сибиряков на протяжении последних полутора столетий.

Назову некоторых участников конференции и темы их докладов.

Наталья Суворова (Омск) — «Сибирская нация в исторических конструкциях 19 века». Вячеслав Шевцов (Томск) — «Сибирь и сибиряки на страницах губернских ведомостей». Наталия Родигина «Кто и как конструировал образ сибиряка в журнальной прессе второй половины XIX — начале ХХ вв».

Плюс другие не менее интересные сообщения историков, этнографов, социологов.

В этом числе анализ деятельности сибирских элит в рамках «Сибирского соглашения», рассмотрение идеи переноса столицы России в Сибирь на материале интернет-СМИ, проблема мигрантов и их взаимоотношений с коренным населением, история трансформации общероссийской идентичности, взгляд на вопрос политического «европространства» в сибирских условиях и многое другое.

Резюмируя, можно сказать, что процесс самопознания Сибири углубляется, и это хорошо.

Семён Кайгородов