Призвал однажды Бог чукчу, немца и русского (все события вымышлены, любые совпадения считать случайностью!), говорит: — Хочу дать вам землю. Пусть каждый идет от меня, и сколько земли обойдет до захода солнца – вся его будет.
Чукча дошел до берега океана, сел, думает: «Вот, тут рыбу буду ловить, моржа бить, кита – что еще надо?». Немец осмотрелся и давай ходить, приговаривать: «Вот реки, чтобы плавать и торговлю развивать, вот поля для сельского хозяйства, вот горы – ископаемые добывать. Хватит гулять – пора за работу!». Русский рванул с места, бежит час, другой, пятый, сам еле дышит, но бежит. Наконец, совсем без сил валится на землю, видит заходящее солнце, срывает с головы шапку и бросает вперед с криком:
— А вот тут огурцы посодим!!!
К сожалению, последнего персонажа из этого старого анекдота все больше в последние годы напоминает Русская православная церковь. Последний локальный скандальчик, связанный с церковниками на Алтае: жители поселка Аскат в Чемальском районе Республики Алтай выступили против установки православной часовни на горе Луковка, которая является одной из местных достопримечательностей.
Собственно, жители не против РПЦ или православия – нормальные люди, как везде. Они не хотят вообще никакой стройки. Боятся, и вполне обоснованно, за родную природу, которая, к тому же, их еще и кормит туристическим рублем. Тем более, не видят они причин возведения на этом месте именно религиозного сооружения. А еще надо учесть, что для коренных жителей – этнических алтайцев – эта гора имеет еще и свое собственное религиозное значение. И, наконец, самое-то главное – часовню возжелала возводить вовсе не местная епархия, а какой-то предприниматель, который в нескольких километрах от горы держит турбазу. Вот он и запланировал – украсить местность домиком с крестом. А епархия, как оно водится, только рада. Благословляет и все дела.
Часовен в последнее время развелось по Сибири, да и стране в целом, очень много. Куда ни глянь – торчит маковка. Знаете, что общее у всех этих сооружений? Они всегда на замке! Всегда пустые! Я не видел ни разу в жизни, чтобы в одной из многочисленных встречавшихся мне часовенок когда-нибудь проходила служба или просто были люди. Церкви-то в обычные дни пустые стоят, заполняются только по праздникам. Чего же от этих расписных домиков требовать? Кому они нужны?
Вернее, мне кажется, спросить – когда они нужны? Как рассказали мне в строительном отделе местной епархии, строительство часовни – это вопрос, как минимум, 10 миллионов рублей. Максимум, по сути, за облаками. Бывают часовенки и за сотни миллионов. Все зависит от сложности проекта и именитости его автора, материала, росписи, оформления и инфраструктуры (подъездные пути, благоустройство прилегающей территории). Контроль… а какой контроль? А внутренний. Свой. Церковный. Сами строят, сами смету составляют, сами по ней деньги тратят, потом сами себе объект сдают. Дальше продолжать нужно?
Можно вспомнить еще один анекдот:
Один строительный начальник из окошка Майбаха показывает другому на реку:
— Видишь мост?
— Нет.
— А потому что – вот он! (хлопает по баранке)
Церковь честнее. Часовни можно видеть.
Андрей Юрич