Фото © foma.ru

В районном центре Оса Иркутской области обворовали дом местного православного священника. Сильно не разжились, только пятью тысячами рублей и просфорами — это такие богослужебные литургические хлебцы с изображением креста. Употребляются для поминания мёртвых и во здравие живых, а также и после причастия, как символ Тела Христова.

Обмишулились воры. Сочли батюшку богатым, а он в сибирской глубинке оказался такой же, как все.

Посёлок Оса — ныне в нём четыре тысячи с небольшим жителей, лесорубов и земледельцев — был когда-то казачьим форпостом. Потом просто посёлком на Александровском тракте, названном так по имени села Александровского, где находился знаменитый на всю Россию Александровский централ — огромная двухэтажная тюрьма, где-то даже уютная. Про централ песня сложена:

Далеко в стране Иркутской,
Между скал и крутых гор,
Обнесен стеной высокой
Чисто выметенный двор.

Сиживали в каторжной тюрьме, основанной в 1873 году, разные людишки, от польских повстанцев до видных русских революционеров, например, Киров, Фрунзе, Дзержинский тут побывали.

Централ отличался невиданной мягкостью порядков. Некоторые экскурсанты (а в централ поглазеть охотно пускали всех проезжающих) и даже сидельцы считали тюрьму просто-таки отелем.

«Вы — государство контрастов и невероятных возможностей! Ведь такой тюрьмы, таких тюремных порядков, как в Александровском селе, нет нигде в мире», — это слова французских коммиявояжёров Шафанжона и Матиссена, ехавших через Сибирь в Китай с какими-то коммерческими целями.

Впрочем, семейная пара, обворовавшая батюшку и пойманная в тот же день пьяными вдрабадан, не попадёт в Александровский централ. После революции тут некоторое время была колчаковская тюрьма для партизан. Потом воспитательная колония для малолетних. Опять тюрьма. А теперь остались одни развалины.

Рядом, впрочем, расположен психоневрологический интернат. Вот туда взломщикам и дорога. Ишь, чего удумали — бедного священника грабить и водку закусывать святыми просфорами, нехристи.

Семён Кайгородов