Сибирские обувщики пытаются разрушить монополию китайских производителей. Сделав первые робкие шаги по созданию собственных производств, обувщики решились увеличить масштабы бизнеса и теперь уже открывают целые фабрики. Новосибирская компания «Обувь России» пошла еще дальше: она намерена заняться разработкой инновационных обувных материалов. У российского производства есть перспективы, полагают эксперты — создать рентабельные производства можно даже в Сибири, где высокие затраты на оплату труда и жизнеобеспечение предприятий.
Недавно на лентах информагентств появилось сообщение о новом резиденте новосибирского «Академпарка» — научно-исследовательском центре «Модифицированные полимеры».
Как выяснилось, центр принадлежит новосибирской группе компаний «Обувь России». Лаборатория будет заниматься разработкой полимеров и мембранных материалов для производства обуви, одной из задач станет создание сверхлегкой, гибкой и устойчивой к суровым сибирским морозам обуви.
Стоит отметить, что у «Обуви России» в родном городе уже имеется небольшое собственное производство. Это обувная фабрика в мощностью 350 тыс.пар обуви в год, а также цех по производству деталей низа обуви (подошв, каблуков и колодок). Но большую часть обуви (60%) группа компаний все же производит в Китае и оттуда уже поставляет на территорию РФ.
«Обувная отрасль „глобально перешла“ на производственные площадки Поднебесной», — констатирует директор группы компаний «ОР» Антон Титов. По его подсчетам, всего на планете производится 13 млрд пар обуви в год, из них 11 млрд — в Китае.
Тем не менее Титов не теряет оптимизма. По его мнению, существует рыночная возможность производить не менее половины обуви, которую потребляют российские покупатели, на территории страны. «В целом российский рынок — это 450 млн пар обуви в год, и половину из них, не менее 200–220 млн, можно делать в России», — убеждает он. Титов всерьез полагает, что «это будет конкурентоспособный продукт по цене, себестоимости, качеству».
Поэтому «Обувь России» намерена построить собственную фабрику мощностью 1 млн пар. Правда, в качестве площадки Титов выбрал не суровую Сибирь, а далекую Карачаево-Черкесию, где ниже стоимость рабочей силы и ставки аренды за землю. Проект фабрики предполагает покупку, ремонт и оснащение здания площадью 8 тыс. кв. метров и поэтапный запуск с выходом на полную мощность через 4 года. По расчету компании, фабрика в Черкесске обеспечит потребителей Приволжье, центральную часть России и южные регионы, а мощности в Новосибирске — потребителей на Урале, Сибири и Дальнем Востоке.
Но «Обувь России» — вовсе не пионер на ниве создания собственных производств. Так, еще в прошлом году собственное производство c нуля запустила новосибирская обувная компания «Монро».
Небольшое сборочное производство обуви мощностью 360 тыс пар в год открылось в промышленной зоне Кировского района. Инвестиции в проект оцениваются в $5–10 млн. Помимо «Монро», есть и другие примеры — так, в соседнем с Новосибирском городе Бердске уже несколько лет работает обувная фабрика «Степ». А в Томске собственное производство есть у сети Ronox. Ряду обувных компаний и вовсе удалось невозможное, а именно — сохранить советское наследие: в Новосибирске работает старейшая фабрика обуви «Корс», а в Томске — завод резиновой обуви.
Примеру производителей Сибири следуют и другие российские компании. Особенно инвесторов привлекают южные регионы.
В частности, компания «БТК групп» планирует создать в г. Шахты Ростовской области кластер легкой промышленности с современной текстильной фабрикой, производством обуви и трикотажных тканей. Общий объем инвестиции составит более 1 млрд руб. Напомним, весной этого года БТК стала совладельцем ростовского обувного производителя «Сальск-обувь», которое производит более 500 тыс пар обуви в год, в основном, по заказам силовых ведомств и промпредприятий.
«Главным конкурентом для юной обувной промышленности нашей страны станут китайские обувщики», — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его данным, объем импорта на российском рынке составляет 70–80%, в основном из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а в российской рознице на долю продукции внутреннего производства приходится лишь около 15–20% рынка обуви в товарной массе и около 10–15% в денежном выражении.
«Китайские производители традиционно сильны лишь в суперэкономсегменте, где цена пары доходит до 500 руб»., — возражает Максиму Клягину Антон Титов. Обувщик отмечает, что «наши компании, в частности, Обувь России, намерена работать в нише массового среднеценового сегмента, где акцент делается на добротную качественную обувь из натуральных материалов».
По данным УК «Финам Менеджмент», сейчас среднедушевое потребление обуви в России в среднем в два-три раза отстает от аналогичных показателей развитых стран и, согласно различным подсчетам, варьируется в диапазоне 1,5–2,5 пары в год.
А это значит, перед сибирской обувью открыты все пути.
Яна Янушкевич