К статусу угольной столицы России город Кемерово может добавить ещё одну строчку: первый в стране город вертолетов. В Кемерове открылся завод по производству кит-наборов скоростных лёгких вертолетов. Реализует проект, аналогов которому нет во всём мире, пилот-любитель, известный в городе предприниматель Яков Колесник. Первые вертолеты для сборки должны быть отправлены на новосибирский аэродром Мочище.
Все началось в в 1995 году с разработок модели соосного вертолета. В 2010 году для реализации проекта была создана компания «HeliWhale». В проект был приглашен конструктор Михаил Мамыкин, 15 лет работавший в СибНИА им. Чаплыгина (г. Новосибирск) ведущим инженером. В итоговой разработке вертолета, названного «Афалина», применена принципиально новая система управления соосными несущими винтами. На нее получен патент.
В июне текущего года началось строительство завода. Сейчас производство оснащено всем необходимым оборудованием. Началась сборка первой машины.
Вертолет «Афалина» рассчитан на максимальную скорость 280 км/час (крейсерская — 240 км/час). Предусмотренная дальность полета — максимум 750 км. И самый привлекательный момент: цена вертолета. При средней цене двухместного вертолета в 5 млн рублей в Кемерове хотят предложить модель за 100 тыс. у.е., то есть по цене, сравнимой с большим рядом моделей внедорожников. При этом сама модель, как предполагается, будет превосходить действующие по основным характеристикам. Прежде всего, по скорости.
В настоящее время в мире существует две экспериментальных модели скоростного вертолета. Скорость их превышает 400 км в час. Но это т.н. тяжелые модели. Кемеровский же вертолет сверхлегкий — до 500 кг.
Производство рассчитано на 10–15 вертолетов в год. Потребители будут получать машины в виде так называемых кит-наборов — то есть, моделей для самостоятельной сборки. Это, как говорят производители, единственный возможный способ быстрого запуска. При такой схеме не требуется проходить долгую процедуру сертификации производства, и, кроме того, именно это позволяет получить низкую итоговую цену за вертолет.
Кемеровчане делают ставки, в первую очередь, на частных лиц, которые разбираются в авиации. Таких людей в стране много, уверяет Яков Колесник. В частности, первые машины уже оплачены новосибирцами, которые занимаются развитием аэродрома Мочище.
Татьяна Борисова