Фото © energydigital.com

В Кемеровской области предприятия машиностроения пытаются применить китайский опыт развития, размещая на своих площадках производство для иностранных компаний. Первая продукция будет отправлена в США.

На днях Кузбасская вагоностроительная компания (кемеровский филиал ОАО «Алтайвагон») принимала американских гостей — представителей мировой корпорации Joy Global. Как правило, такие люди приезжают в Кузбасс для того, чтобы представить свою продукцию, либо уже после заключение контракта на поставку техники. В России Кузбасс — самый главный потребитель экскаваторов и шахтных комплексов производства Joy Global.

Большие делегации от корпорации приезжают в регион каждое лето для участия в международной угольной выставке-ярмарке. Но на этот раз все иначе.

Американцы приехали с инспекцией производства Кузбасской вагоностроительной компании. Здесь освоено изготовление двух видов деталей (контейнер противовеса и натяжитель двуногой стойки) для экскаватора 2800 XPC производства корпорации Joy Global с объемом ковша почти 33,6 кубометра.

С точки зрения машиностроения детали несложные. Но требования американцев гораздо жестче, чем в России, признается директора вагоностроительной компании Андрей Барбашев. Однако у них очень высокие стандарты точности. Например, для натяжителя двуногой стойки (это элемент стрелы экскаватора) длиной девять метров позволяется допуск не более 0,25 мм. Таких параметров в российских стандартах нет. И добиваться этого можно только, если производство оснащено современным оборудованием.

Представители Joy Global — Дмитрий Никоненков (генеральный директор российского представительства Joy Global) и Джон Кознеки (старший инженер по качеству «P&H» подразделение корпорации по производству экскаваторов) — положительно оценили и уровень производства и уже почти готовые детали.

Ожидается, что до конца года продукция будет отправлена на сборку экскаватора в Америку. Дальше будут новые заказы.

По словам заместителя губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и предпринимательству Александра Мирошника, такой китайский путь развития — организации на своих площадках производства для иностранных компаний — это единственно возможный путь для ряда предприятий: «Мы упустили стадию активной модернизации. Не смогли массово переостастить производство. Поэтому должны как китайцы открыть двери для иностранцев».

По данным Александра Мирошника, другое кузбасское предприятие — крупнейший производитель горношахтного оборудования региона Юргинский машиностроительный завод тоже сегодня ведет переговоры о размещении на своей базе производства для иностранной компании.

«Сейчас иностранцев все меньше привлекает Китай. Точнее шансы других стран выравниваются. Ведь фактор дешевой рабочей силы уже не играет, если речь идет о серьезном производстве. Стоимость труда повышается в Китае. Иностранцы смотрят на уровень организации производства. Следовательно, конкуренция растет», — комментирует Андрей Барбашев текущую ситуацию.

В перспективе, считает Александр Мирошник, «работа на иностранцев» может дать и другой эффект.

При производстве деталей для горношахтного оборудования в Кузбассе можно было бы удешевить стоимость этого оборудования для угольных компаний: «При транспортировке в Кузбасс на угольные пердприятия оборудование становится дороже на миллионы долларов. Если бы наладить серийный выпуск хотя бы части деталей в Кузбассе, конечная цена продукция была бы ниже».

Пока в Кузбассе известны примеры активного производства горнодобывающей технике только с Белорусским автомобильным заводом. В Кемерове организовано производство кузовом для большегрузных самосвалов БелАЗ, в Прокопьевске — сборка самих самосвалов грузоподъемностью 90 тонн. Правда, сегодня из-за снижения инвестиций угольщиков в приобретение новой техники, эти производства временно приостановлены.

Татьяна Борисова