Фото © ib-t.by

Обычно я всем недоволен и постоянно критикую. А вот сейчас хочу поделиться хорошими впечатлениями.

В Алтайском крае местное региональное руководство уже давно пытается разными методами продвигать в народе алтайские продуктовые бренды. Методы эти иногда кажутся мне странными — например, создание детской компьютерной игры с алтайскими продуктами в качестве главных персонажей. Но, оказывается, приходят в голову тамошним чиновникам и светлые мысли.

Специально нанятые «лучшие повара региона уже работают над созданием кулинарной книги Алтайского края» — сообщает официальный сайт краевой администрации. В книгу  уже вошли семь рецептов: это блюда из мяса, а также десерты с использованием плодовых ягод и меда. В будущем мастера кулинарного искусства планируют открыть первый в мире ресторан алтайской кухни. Кроме того, состоялся поварской мастер-класс, посвященный популярным в крае блюдам и способам приготовления традиционных местных продуктов.

Мне кажется, после нескольких сомнительных попыток алтайцы наконец-то нашли верный способ закрепить свои продукты на рынке.

Интересно, что написание кулинарных книг для продвижения в массы совершенно конкретных продуктов — старая добрая советская традиция. В 1930 годах перед руководством СССР встала задача предложить населению неширокий, но тщательно продуманный выбор качественных и полезных продуктов. Преследовались социально-политические цели: привить гражданам традицию коллективно и организованно питаться в столовых и фабриках-кухнях, оздоровить измученное недавней гражданской войной и индустриализацией население, упростить и контролировать работу пищевой промышленности. Серьезные ученые работали над выбором из различных национальных кухонь подходящих продуктов и блюд. Своеобразным завершающим аккордом той государственной кулинарной компании стала «Книга о вкусной и здоровой пище», изданная впервые в 1939 году. Впоследствии она переиздавалась так часто, что неизвестен ее общий тираж. Известно лишь, что с 1952 по 1999 годы было выпущено 8 миллионов экземпляров.

Именно в те годы, благодаря усилиям государства, население было «подсажено» на простой, дешевый и полезный продукт — кефир. Раньше он был знаком только жителям Кавказа. Но оказалось, что именно кефир наиболее технологичен из всех кисломолочных продуктов — в отличие от довольно сложного в изготовлении болгарского йогурта и капризной простокваши.

Жидкая сладковатая манная каша, воспоминание из нашего общего детства, была внедрена в рацион советских граждан советскими диетологами. Потому что до того манную кашу варили очень густой (ножом можно было резать) и соленой, а в таком виде она хуже усваивалась.

Примеров можно вспомнить еще множество — от малоизвестного ресторанного бефстроганова до сибирских пельменей и прибалтийских каш. Важнее то, что все эти примеры — успешные. С помощью целенаправленных скоординированных усилий действительно возможно влиять на традиции питания людей. А традиции питания — это то, что остается в обществе надолго и служит основой жизнедеятельности целых секторов экономики, прежде всего, конечно, сельского хозяйства и пищепереработки.

Именно так и нужно продвигать на рынок продукты!

Конечно, любую, даже самую годную, затею можно провалить. Составители алтайской кулинарной книги могут удариться в излишний экзотизм и этничность, могут предложить слишком непривычные или сложные в приготовлении продукты. Могут, наконец, возжелать слишком быстрой финансовой отдачи, а этот проект может «сыграть» только в стратегической перспективе.

Только вот мне хочется, чтобы у них получилось. Я, как сибиряк и любитель вкусно поесть, с удовольствием бы купил книгу рецептов Алтайского края. А алтайские продукты в магазинах у нас уже есть.

Андрей Юрич