Это на Чуйском тракте. Там, где он собственно ЧУЙСКИЙ. То есть идёт вдоль реки, давшей ему название.Хотя его уже называют «Чуйским» едва ль не от самого Новосибирска, откуда до Чуи добрых 700 километров. 

Чуйский тракт, по моему разумению, начинается, когда в дальнем горноалтайском посёлке Иня переедешь высоким мостом (а внизу, в подбережьи – старый, раритетный подвесной мост, построенный ещё в 1930-е годы) и через посёлок, на стрелку Чуи и Катуни – тут святое место согласно здешним верованиям.

Всякое слияние рек – СИЛЬНОЕ место. Тут обычно ставились капища (сейчас тоже есть) для поклонения духам и богам. Тут собирались вожди родов и племён и решали на будущее, как жить.

Горный Алтай – детская колыбель народов. Считается, что тут, на перекрестье древних торговых и военных путей, появились тюрки – едва ли не самая многочисленная народность на евразийских просторах, — здесь образовалось тюркское наречие.

Чуйский тракт идёт древним путём, соединяющем великие горы мира в одно целое: Тибет, Гималаи. Памир с Тянь-Шанем. И Алтай, протянувшийся от зеленеющего русского Бийска далеко в монгольские и китайские солончаковые степи и барханные пустыни.

Где-то около середины Чуйского тракта находится ступень, которую перепрыгивает река. Крутой поворот, под прямым углом, выход крепчайших гранитов, образующие мутное бурление вод и ровный. «турбинный» шум.

Чем хорош «Турбинный», так тем, что виден с шоссе.

Чуть ниже по течению, метров четыреста, другой порог – «Горизонт». Но он заключён в каньон с крутыми стенками и чтоб увидеть его, надо подойти вплотную и осторожненько наклониться.

И «Бегемот», который выше, тоже спрятался в скалах. А «Буревестник», около которого обычно собираются водники на традиционные «Чуя-ралли», проходящие в дни майских праздников, вообще далековато от шоссе, не всякий и найдёт.

А «Турбинный» вот он. Красавец.

Особенно красив в высокую воду. На снимке маловодье. Но всё равно здорово.

Я сплавлялся по нему на катамаране-«двойке».

Манёвр там простой. Разгоняешься курсом прямо на скальный угол. Дальше ничего не успеваешь ни сделать, ни сообразить – инерция набранного движения вбивает судно в ступеньку слива, «бабах!», тут же, без паузы, ещё один «бабах!» второй ступени – и вы на тихой воде.

Надо быть очень невезучим, чтобы погибнуть в таком пороге. Но, бывало, гибли и тут.

Так что будьте осторожней. Всёжки четвёртая категория сложности из шести, шесть – наивысшая.

Снимок старый. Его сделал Юрий Сергеев в 1989 году камерой «Асахи-Пентакс». Раритет, короче говоря. Таких фотокамер сейчас не производят, но фирма, вроде, живёт, только делает цифровую технику, хотя и на зеркальной оптике.

Порог же ни капелюшечки не изменился – я там был в позапрошлом году.

Семён КАЙГОРОДОВ.