«Шмели проснулись, зашумели» — гласит русская народная пословица, посвященная 26 апреля. По народным поверьям, именно в этот день просыпаются и вылетают первые шмели и медоносные пчелы.А в столице Сибири планируется пошуметь в этот день о народной трезвости. Организаторы общегородского собрания «Трезвый Новосибирск — это реально!» предлагают местным властям обсудить, что еще можно сделать в регионе для борьбы с пьянством и алкоголизацией населения.
«Участники намерены оценить эффективность мер, предпринимаемых в регионе и областном центре для преодоления «самой острой социальной проблемы современной России». От причин, связанных с употреблением спиртного, ежегодно преждевременно погибает почти 500 тысяч человек — каждый четвертый, утверждается в заявлении организаторов — центра «Трезвый город» и новосибирского отделения «Союза борьбы за народную трезвость», — сообщает сайт Тайга.инфо.
Новосибирские трезвенники ходят с двух козырей: во-первых, у областных чиновников и парламентариев есть все возможности, чтобы бороться с зеленым змием, а во-вторых, в России есть регионы, которые принимают весьма суровые антиалкогольные меры. В качестве примеров региональных мер приводят Тульскую область, где продажа крепкого алкоголя разрешена только с 14–00, Чечню, где алкоголь продается только два часа в сутки и Ульяновскую область, где спиртное полностью запрещено к продаже пять дней в году.
Видимо, что-то такое попросят сделать и в Новосибирской области. Но у меня есть сомнения, что-то будет сделано. Хотя я как раз очень ратую за трезвость и здоровый образ жизни.
Как гласит правило китайской народной медицины — лечить надо больного, а не болезнь. И больной у нас — не Новосибирск, а вся страна. Именно поэтому трезвое общество в отдельно взятом российском регионе построить не получается. Хотя много раз пытались. Например, в Якутии еще в советское время была полностью запрещена продажа спиртного в сельских магазинах на севере республики, где проживают представители народов, чьи организмы особенно неустойчивы к алкоголю. Позже, уже в новой России этот запрет был добросовестно повторен. Тот же новосибирский Союз борьбы за народную трезвость ссылается на этот опыт как удачный. А удачным он был только в том смысле, что в сельских магазинах Якутии водка, действительно, не продавалась. Ею торговали и торгуют из машин — с доставкой на дом: так больше берут, сразу по нескольку ящиков.
Результат — повальный алкоголизм и деградация местного населения. При полном формальном соблюдении запрета.
Интересно, что в бытностью свою чукотским губернатором Роман Абрамович также пытался оградить коренных северян от смертельного для них зелья. Он повелел всем местным платить зарплаты строго на пластиковые карты, которые принимались для оплаты только в магазинах, где были соответствующие терминалы, а спиртного не было. Чукчи, конечно, жаловались, но пить и вправду стали меньше. Все же, Чукотка еще менее населена, чем Якутия — контролировать немногочисленное население легко. Однако все трезвеннические инициативы губернатора-олигарха закончились в тот же день, что и его официальные полномочия. Уровень потребления спиртного чукчами вернулся к привычной «норме». Наверняка то же произойдет и в перечисленных выше регионах — Тульской и Ульяновской областях, Чечне. Сменится власть — отменятся нелюбимые народом запреты.
Потому что, как говорят в США, вы можете увезти девушку из маленького городка, но никогда не увезете маленький городок из девушки.
По-настоящему действенными в борьбе с российским пьянством будут только те меры, которые по-настоящему изменят общество, его привычки, традиции, моду. Но они пока даже не обсуждаются не только чиновниками, но и трезвенниками из общественных организаций.
Андрей Юрич