Не далее как вчера территориальная организация Росуглепрофа Прокопьевска и Прокопьевского района написала обращение к самому президенту Российской Федерации. Владимира Путина попросили обратить внимание на шахтерские проблемы в территории. В письме представители профкома говорят о закрытии шахт и сокращении горняков, что «может негативно сказаться на социальной обстановке». Кроме того, по мнению профсоюзной организации, в Прокопьевске нет потребности в рабочих кадрах подземных специальностей, что в перспективе может привести к превращению одного из крупнейших городов области в город-призрак.
Кажется мне, профсоюзники слишком сгущают краски. Основная проблема вовсе не в отсутствии поддержки местных шахт на областном или государственном уровне. Шахты Прокопьевска — одни из самых старых в Кузбассе, многим из них больше 70 лет. Добыча угля идёт в сложных горно-геологических условиях с крутым падением пластов, поэтому производительность труда там небольшая, а риски травматизма и аварийности очень велики.
Себестоимость добычи угля в старых шахтах очень высокая, что делает их работу убыточной.
У предприятий, которые на добычу угля тратят больше, чем получают от его продажи, постепенно появляются многомиллионные долги перед энергетиками, налоговиками — а теперь ещё и самими работниками. Несмотря на смену владельцев, изменить ситуацию не удается даже таким крупным компаниям, как Новолипецкий металлургический комбинат.
Из-за этих проблем остаются нерешёнными вопросы переселения с подработанных территорий и сноса ветхого жилья в Прокопьевске. У убыточных предприятий нет средств на выполнение этих программ. Губернатор Аман Тулеев не раз обращался в правительство РФ и лично к президенту страны для получения федеральной поддержки для решения проблемы.
Что касается ситуации на закрытой в связи с банкротством в 2013 году шахтой «Коксовая-2», где уголь добывали с 1935 года, то коллектив предприятия не остаётся один на один со своими проблемами. Для решения вопросов, связанных с ликвидацией «Коксовой-2» в городе работает специальная Согласительная комиссия, в составе которой есть представители областной и городских администраций, местного отделения Росуглепрофа, собственник и руководители угольных предприятий.
Проблемы увольняемых горняков решаются сообща, с учетом всех предусмотренных законом правил и норм.
Проблем с дальнейшим трудоустройством шахтеров на юге Кузбасса нет. Напротив, угольные предприятия испытывают острый дефицит в квалифицированных рабочих кадрах. Около 500 шахтеров необходимы на шахтах им. Дзержинского и Зенковской в самом Прокопьевске, более 200 открытых вакансий по основным шахтерским профессиям есть на двух предприятиях компании СУЭК-Кузбасс в Прокопьевском районе. Нужны рабочие подземных профессий угледобывающим предприятиям Новокузнецка, например, новой шахте «Ерунаковская-8», куда работники, в том числе из соседнего Прокопьевска, доставляются служебным транспортом. Средняя заработная плата горнорабочих, горномонтажников, проходчиков — около 30 тыс. рублей.
Помогает сокращаемым при увольнения сотрудникам угольных предприятия и центр занятости населения.
Желающие могут пройти переподготовку и выучиться по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям.
Те, кто, потеряв работу, решил попробовать себя в малом бизнесе, получают у сотрудников центра занятости необходимую помощь в составлении документов и разработке бизнес-планов. Кроме того, в 2013 году решением губернатора сумма финансовой помощи безработному при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства увеличена с 75 до 100 тыс. рублей.
Оставшиеся без работы в связи с сокращением сотрудники предпенсионного возраста при наличии необходимого стажа могут досрочно выйти на пенсию.
Получается — если разобраться — информация о том, что Прокопьевск и его жители брошены на произвол судьбы, совершенно не соответствует действительности. Власти Кемеровской области делают всё возможное для того, чтобы ситуация в одном из старейших шахтерских городов была стабильной, используя для этого собственные ресурсы, подключая федеральные структуры и активно работая с владельцами угольных компаний.
Сергей Одинцов