Национализм — тонкая материя, через которую часто просвечивает грубый нацизм. В Абакане антисемиты несмешно пошутили, наклеив на дверь еврейской общины стилизованный под гитлеровский приказ власти о явке всех евреев на вокзал для последующей высылки. Между тем засилья этой довольно редкой в Сибири национальности нет, а в Абакане не было никогда.
Как и в Новокузнецке, где образован «Русский патриотический клуб». Клубу надо как-то обозначать свою деятельность. И вот он её обозначает протестами против строительства мечети в городе. Мол, не допустим исламизации. Однако в Новокузнецке десятая часть населения — татары: как коренные сибирские, так и укоренившиеся в результате грандиозных былых перемещений времён столыпинских реформ и советской индустриализации. Имеется зарегистрированная мусульманская община, разрешение на строительство законное, а наплыв гастарбайтеров из Средней Азии носит сезонный характер — они приезжают торговать овощами и фруктами либо на летние стройки.
На протест против мечети реакция прохожих — кружение пальцем у виска: «Дурью маетесь, ребята».
В Омске деятельность националистов носит более или менее цивилизованный характер. В своё время, в начале «нулевых» лидер партии «Народная воля» Сергей Бабурин пригласил сюда вождя французских наци Ле Пена. Француз проинформировал русских соратников о способах и методах партийной деятельности. С отъездом Бабурина в столицу упавший было националистический флаг подхватили жириновцы. Время от времени они организуют «Русские марши». Особого задора в этих маршах нет. Разве что поругаются с омскими кавказцами, которых, впрочем, в миллионном городе кот наплакал, их ещё меньше, чем жириновцев.
В Томске ячейка националистов организовалась буквально на днях и ничем особенным себя не проявила.
А в Иркутске задержана группа смутьянов, «пущавших пропаганды». Пишут, что один из подозреваемых осуществлял свою незаконную деятельность в качестве координатора ДПНИ по Иркутску, будучи уполномоченным на то Московским центральным офисом движения. Его задача состояла в создании в областном центре ячейки организации и привлечении как можно большего числа ее участников».
Иносибирские корни всех национальных организаций довольно явственны.
Сибирь, где живёт более ста коренных национальностей, не особенно податлива на фашистскую фразеологию. «Нацики» здесь редкость и практически экзотика. Как русские, так и нерусские. Некое шевеление (нерусское) началось в начале 1990-х, но быстро утихло, получив с образованием нескольких новых субъектов Федерации (Хакасия, Горный Алтай) «столько суверенитета, сколько проглотите».
Стоит отметить, что националистическому шуму кое-где сопутствует интернационалистический, как в Барнауле, где нацистам противостоят местные анархисты.
И своего рода оазисы покоя — Новосибирск и Кемерово.
В столице Сибири есть полный набор неформальных движений и партий, на которые широкие массы народонаселения не обращают ровно никакого внимания. Иногда эти странные люди устраивают «театр для себя», не более. А в Кемерове, где действуют разнообразные землячества и достраивается грандиозная и, надо сказать, красивая, даже на христианский взгляд, мечеть, вообще не происходит никаких квазирусских или каких-то иных маршей и демонстраций.
Повторяясь, скажу: шуму немногочисленные нацики-фашики производят много. Но в ответ им традиционное сибирское: «Дурью маетесь».
Семён Кайгородов