Прокурор Республики Алтай Николай Мылицин официально предложил главе региона Александру Бердникову ввести школьную форму. Почему прокурор увидел в одежде школоты повод для официального реагирования, вопрос, который должен остаться за скобками. Почему бы и нет? Даже оппозиция не всполошилась, а провела опрос общественного мнения. Три четверти жителей Горно-Алтайска высказались за введение единообразия в одежде учащихся.
Доводы «за» известны.
Форма дисциплинирует, нивелирует социальные различия, укрепляет чувство сплочённости и коллективизма. Не случайность, что элитные школы и гимназии имеют — каждая свою — форму. Против практически один довод: в конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. А школьная форма ограничивает свободу самовыражения.
Особенно это касается самовыражения взрослеющих девочек. Поэтому не редкость старшеклассница в «топике», открывающем пупок, и в «мини», закрывающей только трусики. А как иначе понравиться Иванову из одиннадцатого класса?
В Европе традиционного школьного «дресс-кода» сегодня придерживается только Великобритания. Интересно, что её бывшие колонии тоже строги по части школьной формы — она есть в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре, Южной Африке, Кипре и Гонконге. Остальные европейцы в основном сожалеют об отмене единообразия и подумывают, а не ввести ли по-новой. В строгих по части нравственности католических школах форма не отменена. Не то что в государственных, тут сложно найти какое-то единообразие. В частных школах, наоборот, форма принята и составляет предмет гордости учеников — как и в США.
В России школьная форма была принята в 1834 году.
Но сначала только для мальчиков и вместе с утверждением общей системы всех гражданских мундиров в Российской империи. А когда появились женские гимназии, то и для них было утверждено «Положение о гимназической форме». Форму мальчиков-гимназистов можно увидеть на фотоснимках юного Володи Ульянова. А девичья форма была тёмной, с фартуком и пелериной.
Понятно, что в революцию гимназическая форма была признана буржуазным пережитком и отменена. Но после войны началось всеобщее «обмундирование». Ведомство за ведомством одевалось в кители и фуражки воинского образца. Тут и школьная форма вернулась.
В 1950-е годы мальчишек одели в серые гимнастёрки и ремни с латунной бляхой. Полагалась и фуражка, но фуражки мало кто носил — считалось западло. Отличие от солдата в том, что военная гимнастёрка была со стоячим воротником и подвдротничком. А у школьников обязателен был белый воротничок поверх гимнастёрочного. Девочки ходили в коричневых (серо-синих) платьях и чёрных (или белых — парадный вариант формы) фартуках. Со временем младшеклассников переодели в синие курточки с нашивками, а старшеклассники доросли до цивильных пиджаков.
Девочки, между тем, старались следовать моде, не уходя, однако, далеко от строгостей «дресс-кода»: оборочки, рюшечки и, само собой, «мини».
Но в 1992 году этим ухищрениям был положен конец: победила демократия и школьная форма была отменена. Сегодня вопрос, быть или не быть форме и в каком виде, решает в каждой школе педсовет и родительский комитет.
В Республике Алтай в процесс, где кто в лес, кто по дрова, решил вмешаться прокурор, тонко отследивший людские настроения и придавший им форму законодательной инициативы.
Семён Кайгородов