Стать туристическим центром — это очень модная нынче в России идея. Все хотят в туризм — от Кавказа до Камчатки. Кажется, самое привлекательное в этой идее — что почти ничего делать не надо (на самый первый взгляд, конечно!) Главное — иметь на своей территории какую-нибудь природную или культурно-историческую достопримечательность. Ну, например, вулканы, Эльбрус или, вот, как у иркутян — Байкал.
Ведь сейчас через Иркутск в год проходят около 200 тысяч туристов.
Сравните с населением города в 600 тысяч человек. Казалось бы, туристов много, и Иркутск должен на них процветать. Но нет. Вернее, не очень процветает. Потому что для абсолютного большинства этих туристов старинный русский город у древнего озера — лишь пункт на пути к самому озеру, Байкалу. И нужно признать, что если бы на месте Иркутска вообще никакого города не было, поток туристов через это место был бы примерно такой же. Да, и ехали бы они с той же целью.
Еще одно важное сравнение для понимания ситуации. Сейчас около трети всех проезжающих через город туристов составляют иностранцы. По официальным данным иркутской статистики, в 1980-х годах, когда доступ в нашу страну для иностранцев был заметно затруднен, через Иркутск проезжали к Байкалу около 40 тысяч иностранцев в год. То есть, почти столько же, сколько сейчас. Несмотря на то, что исчез железный занавес и въехать в нашу страну с туристической целью — проще простого.
Выходит, какой-то фактор, который ограничивает туристический поток к Байкалу, остался неизменным.
Как и нечто, что не стимулирует туристов задерживаться в древнем городе дольше чем на день-два.
Увы, проблема эта одна для любого российского региона, который претендует на звание туристической мекки. И называется она «инфраструктура». Не секрет, что для многих жителей европейской части страны или даже Урала и Западной Сибири — дешевле посетить иностранные курорты, иногда на других континентах, чем приобрести билеты на самолет до Иркутска. Отдельная тема — откуда вообще можно долететь до Иркутска. Из Кемерова в Иркутск, например, проще всего долететь через Москву!!! И пока не будет решена эта вполне конкретная транспортная проблема — все планы о развитии туризма можно спокойно сложить в долгий ящик. Проблема же, как мы понимаем, носит федеральный характер, и силами одного региона или города, возмечтавшего о туристических рублях и долларах, решена быть не может.
Впрочем, даже решение этой проблемы само по себе обильных турпотоков не гарантирует.
Для примера можно привести Горный Алтай. Власти республики специально выбили федеральное финансирование под организацию перелетов из сибирских городов в Горно-Алтайск. Предполагалось, что сибиряки потянутся в красивейшие места алтайский гор на отдых, охоту, рыбалку и ради оздоровления. В конце концов, рейсы пришлось отменить — авиакомпании отказывались гонять по маршруту пустые лайнеры: желающих отдохнуть в «сибирской Швейцарии» почему-то не появилось. Возможно потому, что цена отдыха там и в настоящей Швейцарии сравнима, а вот уровень сервиса (туристической инфраструктуры) различается на порядки.
О том, как Иркутск намерен выйти из положения, не сообщаются. Оглашаются лишь планы побед: «Объем рынка туристических услуг в городе планируется увеличить в полтора раза. Разработанная подпрограмма поможет стать Иркутску не только туристическим центром, но и центром делового туризма. Власти Иркутска намерены проводить конгрессы, выставки, ярмарки. Конкурентным преимуществом Иркутска является близость Байкала. Если город будет принимать около 25 деловых мероприятий в год численностью от 500 человек и выше, оборот туристической отрасли значительно вырастет. В рамках подпрограммы в 2013 году Иркутск намерен принять участие в международных туристических выставках с привлечением туротрасли, провести пресс-тур для СМИ, изготовить информационные материалы об Иркутске».
Андрей Юрич