Верховный Хурал (парламент) Тувы сегодня объявил 11 февраля — новый год по буддийскому календарю, выходным праздничным днем. Постановление об этом принято по просьбе буддистов республики, которые составляют 62 проц. из 310-тысячного населения региона, сообщили корр. ИТАР-ТАСС в тувинском парламенте.
Первый день встречи буддийского нового года закреплен в конституции Тувы как праздник Шагаа. Однако, эту дату ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий этих исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.
Традиционно в канун нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы (священнослужители) делают астрологические прогнозы на будущий год и выходят в парламент республики с предложением. Нынче это 11 февраля — день, когда на рассвете наступит Год черноватой Змеи, сообщил глава администрации Объединения буддистов Тувы Буян Бакшы.
По его словам, Змея пришла по призыву Будды шестой по счету из 12 животных 12-летнеого годового круговорота. Ее отличают бдительность, внимательность, осторожность. Того, кто отступают от этих принципов, могут ожидать в Год Змеи проблемы.
Накануне наступления Нового года по лунному календарю нужно провести очищения: внешнее — провести уборку во дворе, в доме, телесное — сходить в баню, принять ванну, внутреннее — попросить прощения за свои проступки, раскаяться и простить других. Также нужно подготовить обильную вкусную пищу.
Встреча Нового года требует три буян-кежик: чисто убранного дома, красивой, опрятной одежды и хорошего, радостного настроения. Ночь перед встречей Шагаа буддисты Тувы традиционно проводят в молитвах, обращаясь к Далай-ламе XIV и всем Буддам. Ночные молебны будут организованы как в храмах, так и на больших публичных площадках Тувы, сообщил Буян Башкы.
Смена календарного года в Туве издревле отмечалась как Шагаа — праздник, схожий с монгольским Цагаан-Сар (белым, в значении «светлым», праздником). Шагаа оказывалось праздничной, ритуальной перебивкой перед новым трудовым циклом, начинавшимся с окота скота.
После принятия тувинцами буддизма, языческий, по сути, праздник обрел новое звучание. Моления, предшествующие наступлению нового года, дополнили бытовые ритуалы, связанные с понятием «очищения».