Фото © s017.radikal.ru

Вслед за Забайкальским краем территория Якутии объявлена зоной, страдающей от нашествия волков. На днях президент Якутии Егор Борисов заявил о необходимости ввести с 15 января режим чрезвычайной ситуации в республике в связи с увеличением числа нападений волков на домашних животных, об этом сообщила пресс-служба президента и правительства региона. По данным министерства сельского хозяйства Якутии, в прошлом году от волчьих зубов пали 313 табунных лошадей и более 16 тысяч домашних оленей. Чиновники утверждают, что сегодня в республике 3500 волков, и их будут отстреливать круглогодично, пока волчья стая не уменьшится до 500 особей.

Между тем аналогичная ситуация второй год складывается и не заканчивается в Забайкальском крае.

Там круглогодичная охота на волков уже объявлена, их численность достигла 5 тысяч, что втрое больше обычного. Волки стали большой проблемой для местных животноводов, теряющих десятки голов скота зимой и летом от нашествия серых хищников. Например, только в Агинском районе Забайкальского края за последние пять лет волки уничтожили более шести тысяч овец, 70 голов крупного рогатого скота и 50 лошадей. Нанесенный урон оценивается в сумму выше миллиона рублей, Ущерб в целом по региону забайкальские чиновники оценивают ущерб в десятки миллионов рублей. Поэтому отстрел в крае разрешен круглогодично: бить можно как матерых, так и новорожденных.

Впрочем, на самом ли деле хищники — серые волки? В то время, как официальная версия нашествия волков заключается в том, что сократилось поголовье зайцев и изголодавшиеся волки из лесу пошли к деревням и зимовкам, существует мнение, что терроризируют владельцев скота новые хищники — волкособы. Это гибрид, полученный двадцать лет назад в результате примитивных биотехнологий в Пермском НИИ внутренних войск МВД РФ.

Именно здесь на рубеже веков одомашненную волчицу Найду скрестили с черным кобелем Бароном.

Волкособ с именем Алый из первого помета волчицы и немецкой овчарки был отправлен пограничникам Забайкалья. Ученые успешно продолжали трудиться, и щенки с новыми качествами пополняли питомники служебных собак.

Пограничники отмечали, что у волкособа более острые клыки, и они их крепче сжимают — это инструкторы розыскных собак определили практическим путем. Волкособы уже не лают и могут взять «горячий след» по воздуху, находили нарушителя по следу, который раньше считался безвозвратно потерянным. Опытные инструкторы считали, что нюх волкособов превосходит собачий в 5–6 раз, также они превосходят собак по интеллекту. И если волк избегает места человеческого обитания, с запасом обходит незнакомые предметы, то волкособы не боятся охотничьих флажков и не имеют страха перед запахом человека и ружья.

До сих пор в мире считаются две официально стандартизованные породы волкособак, полученные на основе немецких овчарок и волков — саарлосская волчья собака и чешский волчак. Специалисты не советуют заводить их неспециалистам.

В отличие от двух окультуренных европейских волкособов, российский гибрид пустил мощную самостоятельную стихийную ветвь.

Забайкальцы предполагают, что волкособы размножились в результате скрещивания диких волков с выпущенными на волю в 1990-х годах из-за отсутствия корма служебными овчарками внутренних или пограничных войск. Сегодня количество одичавших четвероногих, по словам забайкальских охотников, достигает нескольких сотен.

Присовокупите к этому уже готовых волкособов, способных совокупляться как с волками, так и с собаками. Волки, кстати, тоже склонны к смешанным половым связям. Особенно плотно ученые изучали волкособов в 50–60 годы прошлого века в различных областях европейской части России, а также Херсонской и Одесской областях Украины. Уже тогда были выявлены десятки стай гибридов, описаны многие случаи союза и воспроизводства волков и собак, при этом отмечалась наглость гибридов, нападавших на домашних животных в присутствии людей, чего лесной разбойник избегает.

Есть мнение, что именно волкособы и возглавили охоту XXI века за домашним скотом.

Старожилы припоминают, что подобный волчий беспредел творился только в годы Великой Отечественной войны и примерно в 1970 году, когда советские «зеленые» кратковременно победили, в результате чего волк был титулован защитным званием «санитар леса». Период нахождения волка под защитой человека оказался недолгим — хищник показал свои клыки во всей красе и охоту объявили вновь.

С прошлого года в Забайкалье губернатор объявил новый поход на волков — охотникам посулили за каждого убитого волка уже не по 5, а по 7 тысяч рублей, кроме того добытчики могут получить 3 тысячи рублей за шкуру. Сегодня глава Якутии Егор Борисов гарантирует троим лучшим волчатникам премии в шестизначной сумме. Правда, пока ни в Забайкалье, ни в Якутии не додумались отрядить на волчью охоту вертолеты, хотя в советское время это был самый эффективный метод уничтожения хищников и опытные охотники вспоминают, что за один вылет удавалось порой уничтожить всю стаю в 11–15 волков. Зато забайкальцы попробовали против возрожденного зла современную химию!

Весной прошлого года волков принялись активно травить новым отечественным препаратом «Римифон», созданным в опять-таки в Перми.

Надо сказать, что «зеленые» всех мастей и континентов категорически против отравы для животных. Дескать, сожрать убойную пилюлю пожжет и безвредный зверь! Кстати, химики обещали, что «Римифон» будет убивать волков, но безвреден для человека. Выходит, они предусмотрели, что человек тоже может случайно скушать эту капсулу?

К сожалению, опыт оказался отрицательным, о чем минувшей осенью заявил заместитель руководителя Госохотслужбы Забайкальского края Виктор Куйдин: «В начале года мы взяли 300 доз препарата, к сожалению, пока он оказался малоэффективен. Волки съедают его, но зачастую не умирают. Был случай, когда три волка съели 25 доз препарата и при этом выжили. Есть предположение, что животные отравившиеся отпиваются, но пока оно не подтвердилось»… Тут уж или чертовщина, или химикам надо лезть в пробирку и разбираться, почему их отрава не работает?! Почему, если за все заплачено, а волки живы?

…Может быть причина волчьего нашествия в том, что население сибирских губерний сокращается, особенно на окраинах, которыми может считаться любой райцентр и деревня, да и вообще, вся остальная территория, кроме столицы субъекта федерации, да оживленных федеральных трасс. В ряде северных районов население за 20 лет уменьшилось в два раза.

Если люди покидают территорию, то природа не терпит пустоты и приумножается волками, которые для Природы никак не хуже людей, а может и лучше.

Что-то происходит эпохальное, ибо если взять данные ученых по Якутии, то они ошеломляют: в 1965 году они оценивали поголовье волков в республике не более чем 700 хвостов. К 1980 году оценка составила 1300–1700 волков. Сегодня говорят о 3500–4000, самые эмоциональные заявления доходят до 6000.

В любом случае, власти Якутии проблему понимают и меры принимают — за убитого волка охотникам платят уже 20 тысяч рублей, а Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) внес в Минприроды РФ предложение об особой поправки в Правила охоты — на территории республики в борьбе против волков будет отменен запрет на применение петель-самоловов. Гуманизм в отношениях с волками протипоказан. По крайней мере, в Сибири, где ряд регионов лидирует по плотности заселенности волками…

Даже если овец, коней, телят и оленей режут и рвут размножившиеся волкособы, то это не меняет правил объявленного беспощадного истребления хищников, невзирая на масть и родословную…

Сергей Одинцов Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций