Настоящую революцию в области логистики и здравого смысла запланировала на приближающийся 2013 год «Почта России». Впервые за всю историю крупнейшей почтовой организации нашей страны, посылку или письмо, отправленные из Китая, Кореи или Японии в Сибирь, — не повезут в Москву. Новый межнународный пересылочный центр (единственный за Уралом!) «Почта России» планирует открыть в Новосибирске.

Исторически так сложилось, что в Российской Империи почтовая служба на азиатской части страны большую часть времени существовала лишь условно.

Важные письма из Санкт-Петербурга чиновникам Сибири и Дальнего Востока доставлялись либо специальной фельдъегерской службой (государственные курьеры), либо переправлялись по ведомственной части — армейской или тюремно-каторжной. Обычные граждане империи, живущие за Уральским хребтом, отправляли письма и посылки с оказией: например, купец, едущий «в Россию», добирался до первого же города с почтовым отделением, и там разом отправлял всю захваченную в путь кореспонденцию.

Ситуация решительно изменилась с постройкой Транссибирской железнодорожной магистрали. Однако только для почтовых отправлений внутри страны. Письмо в Сибирь из какого-нибудь Сиама, ныне Тайланда, сначала попадало таки в Петербург. Объяснялось это тем, что иностранный почтовый оборот связывал Россию прежде всего с Европой, а доля азиатской корреспонденции была слишком невысока — и с ней успешно справлялись частные коммерческие предприятия, аналоги современных служб доставки.

В СССР почтовая служба была максимально централизована в угоду идеологическому контролю.

Международная корреспонденция перлюстрировалась и проверялась на предмет безопасности для советского строя. А делать это было удобно в одном месте. Писать письма за границу советским гражданам особо и в голову не приходило — языками не владели, да и боком могло выйти желание общаться на мировом уровне. Поэтому вся международная почта сортировалась и переправлялась на внутренние линии — только в Москве.

В новейшей истории России, начиная с 1991 года, по понятным причинам, международный почтовый трафик начал стабильно расти. Несмотря на очевидный и быстрый рост объемов международной корреспонденции, никаких попыток децентрализовать трафик, сразу из-за границы перенаправить его в регионы — не предпринималось. Закончилось это почтовым коллапсом 2010 года. Когда всего за несколько месяцев срок доставки международного отправления российскому адресату вырос, в среднем, с двух до восьми недель. С тех ситуация продолжала только ухудшаться. Постоянно растущий объем отправлений, связанный в том числе с интернет-торговлей, буквально парализует работу одного-единственного международного сортировочного центра «Почты России» в Москве.

Сегодня срок доставки почтовой бандероли из-за границы в Сибирь или на Дальний Восток может достигать нескольких месяцев.

Сократить его в разы руководство «Почты России» и планирует с помощью новосибирского сортировочно-пересылочного центра.

Нужно радоваться и на всякий случай скрестить пальцы. Ведь это уже не первая попытка изменить логистику почтовой службы нашей страны. Впервые подобные планы были озвучены два года назад, но от их воплощения почтовики отказались — на воплощение амбиций тогда не хватило денег.

Андрей Юрич