В день, который по мнению некоторых должен был стать концом света, власти Алтайского края бодро отрапортовали о скором запуске в Барнауле серийного производства пассажирских автобусов. Причем, заявляется о том, что в серию пойдут машины «собственной разработки» одной из алтайских фирм.

Вот что по этому поводу заявляет официальный сайт края: «Автобусы, разработанные в Алтайском крае, успешно прошли сертификацию. Запуск их в производство запланирован на 2013 год. Изготовлением большей части комплектующих займутся предприятия Алтайского края: ОАО „Завод механических прессов“, ОАО ХК „Барнаульский станкостроительный завод“, ОАО ПО „Алтайский шинный комбинат“, ЗАО „Завод алюминиевого литья“, ОАО „Барнаульский радиозавод“, ООО „Алтайский геофизический завод“, ООО „Барнаул РТИ“ и другие».

Как известно, автомобильное производство отличается тем, что для выпуска окончательного продукта требуются буквально тысячи видов комплектующих — от двигателя до кузовных красок и ткани на обивку сидений. И успешный запуск автомобильного завода, даже всего лишь сборочного, типа завода «Форда» во Всеволожске, означает появление тысяч рабочих мест в множестве смежных отраслей.

Что ж, можно поздравить алтайских руководителей с успешным преодолением экономического кризиса?

Думается, рановато. К тому же, внимательного читателя может насторожить, что в таком победном релизе не называется марка нового алтайского авточуда. А не называется она не зря.

Сам распиаренный местными властями производитель алтайских автобусов, фирма «Хорс-А», оказался честнее и скромнее. Он прямо сообщает об алтайских автобусах «собственной разработки» следующее: «Производство автобусов YT Shuchi сертифицировано по международным стандартам типа ISO9000 и 3С, что свидетельствует о качестве производимой продукции. Завод „Shuchi Co.,Ltd.“, выпускает автобусы по европейским технологиям, с несущим кузовом. Такая конструкция кузова, позволяет достигнуть хороших показателей, с точки зрения пассивной безопасности для пассажиров и водителя автобуса.

На сегодняшний день, завод „Shuchi Co.,Ltd.“, является единственным производителем в Китае, который освоил применение этой технологии. Модели YTK 6126 и YTK 6106 уже прошли сертификацию и имеют одобрения типа транспортного средства в России».

Вот это и есть те самые две модели — класса «Город» и «Пригород» — что будут собираться в Барнауле.

Очевидно, что ни о какой «своей» разработке речи не идет. Лицензионная сборка машин почти никому не известного китайского производителя с редкими вкраплениями деталей, сделанных на месте. Будут на месте штамповать кузовные панели, каркасы сидений, изготавливать кое-какую электронику, шины, колесные диски. А все самое главное — двигатель и вообще вся ходовая — будут китайские.

Кстати, даже если вычесть из новости о предстоящей серийной сборки китайских автобусов весь неуместный пафос и местно-чиновничье хвастовство, то событие само по себе, безусловно, замечательное. В конце концов, все «российские иномарки» в России именно собирают, а вовсе не разрабатывают и не производят с нуля. Это не мешает им успешно завоевывать рынок.

Однако вот именно со сборкой автобусов, тем более в Сибири, пока прорывов нет.

Уже не первый год в Кузбассе действует сборочная линия автобусов «Hundai». Кстати, того же типа и класса, что планируют делать в Барнауле. И хотя производство держится на плаву, значительного его расширения не предвидится. В основе своей оно, фактически, мелкосерийное. Почему-то перевозчики стараются покупать пассажирский транспорт у оригинального производителя, а не «лицензию-конструктор».

Андрей Юрич