В прошлую среду в Барнауле интеллектуалы собрались слушать лекцию профессора Чернышова об «имидже» Алтайского края. Юрий Чернышов заведует кафедрой всеобщей истории и международных отношений Алтайского госуниверситета и, кроме того, он — директор Алтайской школы политических исследований.
Тема лекции не нова для Чернышова. Уже несколько лет он просвещает земляков на сей счёт. В самом деле, окрест Алтая все «землицы» имеют свой «имидж», он же образ. Новосибирск — бесспорная «столица Сибири». Томск — «Сибирские Афины». Кузбасс — «индустриальное сердце».
Алтай пока что дрейфует между похвальной, но довольно безликой «жемчужиной Сибири» и уничижительным «медвежьим углом».
К тому же Алтайский край, как правило, путают с Горным Алтаем — отделившейся автономией, разорвавшей устоявшийся образ единого Алтая.
У Республики Алтай, кстати сказать, как «имидж», так и «бренд» вполне определившиеся, это, конечно, «туристическая Мекка Сибири». Алтайский край же не пойми-разбери. С одной стороны, это роскошные предгорья, а с другой степные солёные озера, а с третьей — черневая тайга Салаирского кряжа, а с четвёртой — слияние Бии и Катуни, рождающие великую Обь. И это только природные черты. А ещё есть исторические — Колывань и Змеиногорск и слава первопромышленного Алтая, слава великих искусников-камнерезов с Колывано-Воскресенских заводов, малахитовая колыванская ваза находится в гербе Алтайского края.
Дальше. Черты хозяйственные: Алтай — безусловно главная сибирская житница, тут и любимая русским народом греча растёт, и меды славятся до Москвы и Питера. Наконец, имена алтайских урожденцев у всех на слуху: космонавт Герман Титов, писатель и кинематографист Василий Шукшин, артист-губернатор Михаил Евдокимов.
А «имиджа» нет. И с «брендами» туго.
Да вот ещё и краевая администрация с откровенным скепсисом относится к «имиджестроению». Например, на совещание общественности, обсуждавшей проект «Бирюзовая Катунь» никто из администрации края не пришёл.
У Чернышова, впрочем, есть серьёзные оппоненты не только среди руководства, но и среди товарищей-политологов.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: «Все имиджевые стратегии, которые разрабатываются в настоящее время, это либо шапкозакидательство, с сильно выраженным элементом „мы крутые“ (что смешно порой), либо „Москва Первопрестольная“. В России я не знаю ни одного проекта с внятно прорисованным имиджем, который бы не отрывался в облака».
Оглядывая европейский опыт, Зубаревич видит: «Все западные города сейчас с удовольствием занимаются имиджестроительством. Привлекают действительно хороших профессионалов. Но в этих городах уже удобно и комфортно жить. И они соревнуются в постиндустриальной экономике за лучшие виртуальные преимущества. Поэтому наша любовь к имиджу при неработающих сортирах меня сильно умиляет. В моем понимании современная имиджевая политика начинается с того, что у вас хорошие места в гостиницах, не накопитель в аэропорту, а нормальные места ожидания, регулярно ходит транспорт в те места, где вы предполагаете отдыхать, люди хорошо информированы, что это за объект и сколько стоит. И уже на этом можно рисовать имидж».
То есть не следует ставить телегу впереди лошади: «Сделали — отпиарьте. Но сначала — сделайте», — советует Наталья Зубаревич и с ней нельзя не согласиться, ведь понятно, что всё (почти всё) данное Природой требует огранки.
Или не так?
Семён Кайгородов