Фото: ИТАР-ТАСС

Национальный музей Бурятии и один из старейших музеев Сибири — Кяхтинский краеведческий музей — решили возродить постоянные экскурсионные маршруты в старинный купеческий город Кяхта на границе с Монголией. В XIX веке этот центр чайной российско-китайской торговли, стоящий на песчаной почве в окружении забайкальских сопок, называли за красоту и роскошь «Песчаной Венецией».

В промо-туре, включающем посещение музеев Улан-Удэ, Новоселенгинского музея декабристов, Музея российско-монгольской дружбы и Кяхтинского краеведческого музея им.В.А.Обручева, приняли участие учителя общеобразовательных школ Бурятии и представители турфирм.

«Они высоко оценили познавательность маршрута, особенно для школьников, поездки которых в Кяхту, когда-то практиковавшиеся в советское время, решено возобновить», — сообщили сегодня корр.ИТАР-ТАСС в министерстве культуры Бурятии. Подобные туры вызовут интерес и у взрослых туристов.

Число гостей, ежегодно посещающих республику, превышает 530 тыс человек. Большинство из них стремятся на Байкал, где создается особая федеральная турзона «Бакальская гавань», рассчитанная на ежегодный прием более 1,5 млн путешественников. Однако кроме посещения озера-моря многие из них заинтересованы и в познавательном туризме.

Город Кяхта, чье легендарное торговое могущество возросло на чайной торговле с Китаем в XVII-XX веках, этим летом принимал международный туристический форум, посвященный развитию российско-китайско-монгольского трансграничного турмаршрута «Великий чайный путь». Великий чайный путь — наиболее длинный в истории человечества сухопутный торговый маршрут длиной 11 тыс верст — брал отсчет от Великой Китайской стены, откуда двигались в Европу чайные караваны. Именно они дали толчок развитию международной торговли в Зауралье.

В середине XX века провоз чая по Московскому тракту в Сибири обслуживали около 10 тыс человек. Тогда же чай стал главным товаром, ввозимым из Китая — 90 проц всего импорта. Его объемы составляли более 3 млн пудов, а ежегодный торговый оборот небольшого российского провинциального городка Кяхта на границе с Монголией превышал 30 млн царских рублей. Чайные караваны перестали ходить по России в начале XX века. Они стали не нужны после постройки Транссиба. Однако бывший путь их следования по территории трех стран остается интересным с познавательной точки зрения, так как города Великого чайного пути богаты историческими памятниками и музеями.