Юрга — удивительный город Кузбасса, местами похожий на Ленинград, насколько 100-тысячный город может быть похож на вторую столицу России. Это как раз легко объяснимо, в годы Великой Отечественной войны в Юргу были эвакуированы оборонные заводы и трудовые коллективы из западных городов России, в том числе и из Ленинграда.
Ни в каком другом городе Кузбасса не реализуется со стопроцентной точностью выражение «градообразующее предприятие». Именно Юргинский машиностроительный завод стал основой современного города. Хотя завод был запроектирован еще в 1939 году, но интенсивное создание завода началось именно в 1941 году, когда в Юргу пошли эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий.
Сегодня завод-город, как и весь Кузбасс, готовится отпраздновать 70-летие: 6 февраля 1943 года — официальный день рождения Юрмаша. В этот день отправлены на фронт первые пушки, изготовленные на заводе. Военная продукция на многие годы стала основной для предприятия и города — противотанковые пушки, минометы, морские артустановки, зенитные ракетные установки, шахтные пусковые установки стратегического назначения и т. д.
Параллельно выпускалась мирная продукция — шестеренки, оси, распредвалы, маслоотжимные агрегаты, строительные краны, стиральная и посудомоечная машины и прочее.
В годы реформ все машиностроительные заводы прошли жесточайшее испытание, а оборонным заводам пришлось втрое тяжелее. Выживание города и «Юрмаша» в 90-е годы — отдельная история, сейчас скажем только, что завод все-таки вышел из этих потрясений, хотя многие предприятия «оборонки» просто закрылись или распались.
Тогда многим казалось, что у Юрги нет будущего, что это депрессивный город, выпавший из национальной экономики и обреченный на вымирание, как это случается в разных странах, хоть возьми историю современного Детройта в США.
Но сегодня уже очевидно, что Юрга создает новую экономику. Моногород, благодаря стратегическим решениям Администрации Кузбасса и поддержке правительства, стал территорией экономического благоприятствования, где растут новые виды бизнеса, строятся новые производства.
Буквально месяц назад произошло знаковое событие — энергетики подключили к сетям новую ЛЭП-110, построенную «Юргинским ферросплавным заводом». 17 километров новой энергомагистрали выводит металлургов и весь город на федеральный оптовый рынок электроэнергии. Запуск ЛЭП-110 в эксплуатацию значит, что теперь обеспечено основное условие строительства второй очереди ферросплавного завода.
А ведь это новый завод для Юрги — всего шесть лет назад была запущена первая печка. Год назад запущена первая очередь мощностью 145 тысяч тонн ферросилиция.
На очереди — вторая очередь, что позволит выпускать вдвое больше продукции, востребованной на мировом рынке. Знаменательно, что одновременно крепнет экономика другого кузбасского города — Анжеро-Судженска, здесь на Антоновском руднике добывают кварц — сырье для производства ферросилиция. На руднике для роста мощности идет реконструкция дробильной фабрики, а также обновляется парк карьерной техники.
Свидетельством тому, что Юрга — инвестиционно привлекательный город, стало и создание здесь «Сибирской фабрики «Комус-упаковка». Компания, которая национальным лидером в своем секторе рынка, не только разместила предприятие в Юрге, но и развивает его — в 2012 году установлены еще два современных термоформовочным станка, в следующем году собственники запланированы установить в юргинском предприятии еще два станка. Растут объемы производства и число рабочих мест для юргинцев.
Компания по производству кровельных материалов «ТехноНиколь-Сибирь» еще одно новое производство, которое также позволит Юрге в будущем освободится от тяжелой приставки «моно». Строительство современного производства современных стройматериалов вышло на заключительную стадию — инвестировано уже 2,3 миллиарда рублей из запланированных 3. Уже создано более 230 рабочих мест.
«ТехноНиколь-Сибирь» станет лидером зоны экономического благоприятствования промышленно-производственного типа «Юрга», где будут 14 предприятий, образующих кластер стройиндустрии.
Конечно, социально-экономическое благополучие города по-прежнему пока в первую очередь зависит от успехов «Юрмаша», где многотысячный коллектив и колоссальный опыт воплощения самых смелых конструкторских идей. «Юрмаш» сегодня из лидера «оборонки» стал лидером угольного машиностроения, поставляя горнякам проходческие и добычные комбайны нового поколения, механизированную крепь, различное оборудование для обогатительных фабрик и угольных разрезов. По-прежнему пользуются спросом во всем СНГ юргинские маслоотжимные агрегаты, а популярность юргинских автокранов такова, что акционеры «Юрмаша» вынуждены предупреждать потребителей, что в интернете объявились десятки фирм, торгующих крановым оборудованием, ложно присвоив себе статус дилера завода.
Что ж, это можно считать дополнительным доказательство, что «Юрмаш» вновь в лидерах, ведь подделать с выгодой можно только сильных и популярных.
Юрга и «Юрмаш» вновь становятся популярными брендами, накануне своего 70-летия демонстрируют уверенную динамику роста.
Сергей Одинцов