На выходных по России пробежался очередной скандал в духе противопоставления чиновно-государственной воли и свободы самовыражения. По-крайней мере, именно так восприняли его основные ретрансляторы скандала — сайт «Эхо Москвы», дружественный ему ресурс «Особая буква» и многочисленные обитатели российских интернетов.
Суть скандала в том, что какая-то чиновница из управления культуры Алтайского края решила дать указания режиссеру новогодней детской пьесы, которая ставится в местном краевом театре драмы. Фотографию действительно весьма курьезного письма опубликовал в своем блоге режиссер Павел Южаков, ставящий сказку. В нескольких коротких пунктах чиновница, очевидно — большой специалист в области театра, дает указания типа «пробуждение Емели должно быть иным» и «доработать образ богатырей».
Также предписывается вовсе изъять из пьесы несколько фраз вроде «свадьба — это еда да брага» или «поцелуй, чтобы проняло».
Широкая общественность справедливо возмущена как общей и очевидной глупостью требований, выдержанных в стиле «лучше перебдеть, чем недобдеть», так и самим фактом выставления этих требований от чиновника театральному режиссеру.
Между тем, упускается из виду важный нюанс. Постановка новогодней сказки осуществляется на деньги того самого краевого управления культуры. И специально для этой постановки управление пригласило, тоже не за спасибо, известного новосибирского режиссера Южакова.
Не то, чтобы я как-то пытался оправдать идиотизм насчет «пробуждения Емели», но хочу напомнить, что принцип «кто девушку ужинает, тот ее и танцует» действует и в отношении театральных режиссеров.
Ставишь вещь на заказ — изволь соглашаться с требованиями заказчика либо заранее обговори-выторгуй себе полную творческую свободу (да, согласных на такой вариант заказчиков будет гораздо меньше). Хочешь творить без оглядки на мнение чинуш — да, ради Бога! Только тогда не в краевых, областных или федеральных учреждениях культуры. И бесплатно. Ну, или чтобы деньги шли не из бюджета (но в любом случае, тот, кто дает деньги имеет моральное право влиять на творческий процесс)
С точки зрения чиновника ситуация выглядит просто: «утром деньги — вечером стулья». Уплочено!
А режиссер несколько пустился в наигранный наив: мол, деньги вы мне платите, а указаний ваших я слушать не буду и чуть что — устрою публичную истерику.
Интересно, чем теперь дело закончится. Либо алтайские культурные чиновники дадут задний ход и позволят режиссеру поставить пьесу в некастрированном виде. Либо режиссер таки согласится «вот тут слегка подрезать, чтобы не болталось». Потому что отказ режиссера от продолжения работы над постановкой или отказ чиновников от сотрудничества с ним — выглядят маловозможными. Аванс то, всяко, уже выдан и возврату не подлежит.
Андрей Юрич