На президиуме Госсовета 29 ноября президент Владимир Путин обрушился с критикой на Министерство по развитию Дальнего Востока, обвинив его в «провалах в работе» и «размывании ответственности».
Минвостокразвитие — это, пожалуй, всё, что было создано после разговоров почти годичной давности о важности для страны развития Сибири и Дальнего Востока. Министерство получило новые офисные здания в Москве и Хабаровске. Притока инвестиций и создания новых производств не случилось. Пока что, по мнению наблюдателей, реализуются старые, сырьевые подходы: продолжается строительство нефтепровода из Сибири в порт Косьмино, осуществляются газовые проекты на Сахалине.
Вот, пожалуй, и всё.
Главное, чего нет: госкорпорации по развитию Сибири и восточных территорий. Госкорпорации с чрезвычайными властными полномочиями, в чём-то похожей на знаменитый «Дальстрой», успешно осваивавший огромную территорию от Якутии до Чукотки, но, конечно, «новый Дальстрой» без лагерей и конвоя, зато с особым характером налогообложения, определённой экстерриториальностью в вопросах управления, льготами работникам корпорации.
Владимир Путин сообщил, что готов вернуться к обсуждению идеи госкорпорации и в качестве первого аргумента заявил о том, что фонд развития восточных территорий будет увеличен с 15 до 100 миллиардов рублей.
Между тем пока нет чёткой концепции развития региона.
Что делать с территориями, откуда нынче идёт отток населения? Пока, кроме благих пожеланий, чтобы всё стало хорошо, а не плохо, нет. Причина давно названа — москвоцентризм. Доходы от продажи сырья — это прибыль федеральных государственных компаний. Налоги с прибыли поступают в федеральный бюджет, из которого инвестируются государственные проекты. Реализуют их федеральные компании, «заряженные» на быстрое извлечение прибыли за счёт вывоза сырья. Ровно так же поступают и «частники», готовые вложиться в нефть и газ Сахалина и более ни во что. О комплексном развитии территорий, как в эпоху корпорации «Дальстрой», речь вообще не идёт. Новосибирские журналисты, зло заострившие проблему в публицистическом фильме «Нефть в обмен на ничего», получается, во многом правы.
Москва, между тем, продолжает заседать. Вот ещё один президиум и ещё одна выволочка чиновникам от Путина…
Семён Кайгородов